Фильм Алексея Учителя еще задолго до премьеры вызвал негодование депутата Госдумы РФ Натальи Поклонской и радикальных православных верующих. Против фильма писались обращения в прокуратуру, горел режиссерский автомобиль. Некоторые сети кинотеатров заранее отказались от проката "Матильды". Но премьера все-таки состоялась. Сначала в Санкт-Петербурге, в Мариинском театре, а потом и в Москве, в кинотеатре "Октябрь".
Кинотеатр охраняла полиция. Не могу сказать, что он был сплошь оцеплен стражами порядка, но металлические ограждения установили. Впрочем, на них никто не бросался, никого они не сдерживали.
В Казахстане премьерный показ состоится сегодня, 26 октября.
Турусы на колесах
Но к делу! Фильм совершенно не скандальный. Чувство, которое можно было бы назвать "Ну ничего себе загнули", не возникло ни разу. Нет творческой наглости, от которой захватило бы дух. Действие ровное и размеренное.
В "Матильде" ничего подобного нет. Это совершенно стерильный фильм.
Рассматривать "Матильду" как источник информации о событиях конца XIX века тоже не стоит. Уже в начале картины нагромождены целые турусы на колесах нелепиц. Среди них и император Александр III, держащий на плечах – железнодорожный вагон! Не спрашивайте, зачем. Сюда же относится и какое-то нелепое покушение с мордобоем на Николая II.
Любой сочинитель историй знает, что если врешь, то надо делать это, по крайней мере, с огоньком. Задорно! Чтобы и автор, и зритель говорили бы: "Ух ты!". Но в "Матильде" исторические события переиначили вообще непонятно зачем. Никакого особого смысла в этих фантазиях нет. Хотя сюжет они двигают. Но куда-то вбок.
По лекалам Болливуда
Сценарий явно искалеченный. Притом многократно. Бывают такие истории, которые вроде бы принимают к производству, но потом говорят автору: "Только вот это и это поправьте". Потом правки вносят все участники кинопроизводства, кому не лень прочитать. В итоге от исходной истории остается несуразный мутант-ампутант. Эти истории мучительны и для их создателей, и для зрителей.
Все это в "Матильде" есть. А вот с диалогами – полная беда. Говорят герои исключительно мало. И все по делу, не реплики, а предельно обезличенный функционал. "Вот эта балерина – ничего так!" — говорит император Александр III наследнику престола. Все! Больше нет между ними никакого общения. А между предельно функциональными фразами вдруг проскакивает "Я тебя люблю". Что только добавляет происходящему нелепости.
Больше всего напыщенных и глупых фраз досталось герою Данилы Козловского. "Ты украл мой поцелуй!" — заявляет он, набив физиономию Николаю II (не спрашивайте, было ли это на самом деле). А потом вымышленного поручика Воронцова (которого, собственно, и играет Козловский) зачем-то макают в стеклянный резервуар с водой. Когда в очередной раз поднимают, Козловский страдальчески заявляет что-то вроде: "Это все во имя любви!".
На пресс-конференции Алексей Учитель говорил, что сценарий был переписан тысячу раз. Все было разжевано и отрепетировано. И только Ингеборга Дапкунайте (игравшая императрицу-мать) порой возмущалась: "Царица не может так говорить!". "И мы действительно меняли какие-то слова, потому что императрица действительно не могла так сказать", — признался Учитель.
В конце концов, фильм очень скучен. Честно признаюсь, я заснул, когда вымышленный герой Козловского набросился на Матильду и давай страстно бородой ее щекотать, излагая по-болливудски душераздирающую историю того, как его девушка покончила с собой из-за того, что он полюбил Матильду. Вот честное слово, автора этих строк уже не интересовало, чем все это закончится.
Актерский ансамбль
Об актерах. Николай II в исполнении немецкого актера Ларса Айдингера похож на аутичного дитятю-хипстера возрастом сильно за тридцать. Ни малейшей попытки показать внутренний мир героя не предпринимается. Без штанов мы императора, положим, видим, но душа его скрыта и зрителю не явлена. Один раз блеснули у него в глазах слезинки. Да и те, не исключаю, компьютерные графики пририсовали.
Роль Матильды исполняет Михалина Ольшанска. Польская актриса, без сомнения, лучшая в этом фильме. Она действительно очаровательна и соблазнительна. Даже во всех кринолинах (о которых еще скажем позже). Она вроде как сама крутит фуэте. Один раз достаточно долго показывает обнаженную грудь – и это, наверное, лучший момент фильма.
Но полноценный образ не удается построить и польской актрисе. Слишком мало фактуры в ошметках сценария. На плоть характера не хватает. Ольшанска оживляет свою героиню при помощи кокетства и жеманства. Но глубины нет. Хотя иногда кажется, что вот-вот, и она появится.
Герой Данилы Козловского, пожалуй, самый нелепый и ненужный персонаж. Поручика Воронцова, которого он играет, никогда не существовало. Но, наверное, создатели фильма хотели дать образ трагического любовника. Примерно такого, как Ла Моль в "Королеве Марго" Александра Дюма. Это желание чувствуется, но получилось непонятно что.
Ингеборга Дапкунайте сыграла явно не свою роль. Все равно, что натянула правую перчатку на левую руку. Во-первых, ее героиня выглядит старше, чем Ингеборга на самом деле. Во-вторых, императрица совсем не улыбается. В-третьих, это отрицательная героиня, которая разрушает счастье влюбленных. Ингеборге эта роль совсем не идет. Она вполне могла бы сыграть молоденькую Александру Федоровну. Да и саму Матильду могла бы! Но мучилась зачем-то в образе склочной старухи.
Костюмы ради костюмов
"Матильда" — фильм дорогой. Притом дорогой напоказ. Роскошные мундиры, аутентичные эпохе костюмы, платья и дамские панталоны – всего этого много. И каждый из сотен героев массовки наряжен в индивидуальный костюм.
У автора этих строк возникло стойкое ощущение, что фильм ставил не Алексей Учитель. Нет! Фильм ставили костюмеры. Сюжет на фоне их работы приобретает второстепенное значение. Это какой-то ритуальный набор действий, досадная обязаловка в рамках винтажного показа мод.
Так что костюмеров стоит похвалить. Но то, что мы видим в "Матильде", — это костюмы ради костюмов. Ничего более.