Эпоха красавчиков
В позднем СССР Францию очень любили. Особенно, конечно, французское кино. Которое исправно показывало нам и очаровательно козлобородых красавчиков со шпагами, и коварного Фантомаса, и недруга каскадеров Жана-Поля Бельмондо, и одетого по последней парижской моде Алена Делона. А какие женщины были во французском кино: начиная от белокурой Брижит Бардо и завершая величавой Катрин Денев.
Но что-то же, наверное, происходит? Не могло ведь такое значимое явление, как французское кино, просто взять, да и раствориться в суете блокбастеров и клипов со спецэффектами? Но почти ничего об этом неизвестно.
Как, собственно, и о том, кто пришел на смену великим актерам прошлого? Вот кто, например, претендует на то, чтобы подвинуть на пьедестале Одри Тату? Неведомо. Равно как и то, кто заменит Алена Делона, например. Вроде бы, на роль общенародного французского красавчика претендует актер Сами Насери (сыгравший в тетралогии Люка Бессона "Такси"). Но каково нынешним барышням? Их мамы могли воздыхать по Алену Делону. А дочкам что остается? И фамилию объекта страсти и сказать-то вслух неудобно.
И вот перед нами – новейший французский фильм с очень завлекающим и интригующим названием "Мадам". А скрываться за этим названием может, в принципе, все, что угодно. Давайте посмотрим…
Маскарад среди бомонда
С первых кадров мы попадаем в пространство безусловной комедии. Это некий водевиль в интерьерах, от богатых до весьма роскошных. Автор этих строк видел недавно один голливудский фантастический блокбастер, вся "фишка" которого состояла именно в хай-тек-интерьерах. Но фильм "Мадам" все-таки о людях.
Итак, суть дела. Немолодая светская львица собирает званый обед для высшего общества. Но вот незадача! Число едоков оказывается несчастливым. Их получается тринадцать. Надо срочно пригласить кого-нибудь четырнадцатого. И тут надменный взгляд дамы из высшего общества падает на горничную Марию. "Будешь четырнадцатой гостьей!" — решает мадам.
Горничная противится. Она – скромная, трудолюбивая гастарбайтерша из Испании. Трудится по дому вместе с двумя филиппинками. Эта Золушка поневоле весьма немолода годами. Красавицей ее может назвать ну может быть только человек со своим видением красоты. Мария не то, чтобы не хочет обманывать людей, она не может этого делать в силу строгого католического воспитания. "А тебе ничего и не надо будет говорить, — инструктирует горничную мадам. – Сиди за столом и загадочно молчи".
Великовозрастная Золушка знакомится и с прекрасным принцем. Это аристократ-англичанин. Он тоже немолод, 50+. Ему нашептали, что Мария – особа чуть ли не королевской крови. И у аристократа от любовного волнения закипает в жилах благородная кровь. "Я знаю, кто вы такая, но все равно вас люблю!" — заявляет этот лорд на первом же свидании. А горничная-Золушка совершенно перестает стесняться и бояться оплошать.
И, что интересно, прислуга "королевских кровей" ни одного раза так и не солгала. Даже когда ее, что называется, приперли к стенке, Мария произносит чистую правду: "Да я этим людям на стол накрываю и белье стираю!" Но ей никто не верит. Такой вот парадокс.
Ах, водевиль!
По жанру это – комедия. Но, как мы знаем, у комического – очень много разновидностей. "Мадам" начинается как водевиль с переодеваниями. Уютный такой, камерный водевильчик. Примерно, как "Оскар" с Луи де Фюнесом. Или как старый советский фильм "Здравствуйте, я ваша тетя" с Александром Калягиным и Арменом Джигарханяном.
Но в какой-то момент горизонты расширяются. И практически уже на старте зрителю предстает сатирическое полотно о современной европейской жизни. Некоторые из типажей, представленных на званой трапезе, очень дорогого стоят. Например, молодой политик, мэр Лондона со своим супругом в розовом пиджачке.
Но, к сожалению, сатира долго не длилась. Чувствуется, что в эпоху победившей политкорректности европейцы стали осторожны в высказываниях и юморе. Развернувшаяся было сатирическая скатерть-самобранка съеживается, как шагреневая кожа. И перед нами – снова водевиль с переодеваниями.
Хотя водевиль, признаем это, высокого качества. Диалоги построены на грани великолепия, блещут разного рода остроумными замечаниями, или, как говорят французы, bon mots. Как вам, например, такое: "Как узнать англичанина? По голубым глазам и кривым зубам". В фильме такого, в общем-то, много.
Демонстрация мастерства
И об актерах. Роль горничной-гастарбайтерши исполняет по-настоящему потрясающая актриса Росси де Пальма − звезда характерных ролей в фильмах великого испанского режиссера Педро Альмодовара. Из известных нам персоналий актрисой такого масштаба и комедийного потенциала была, наверное, Фаина Раневская. Де Пальма – грандиозная актриса с великолепной мимикой, когда играет каждая черточка на лице, каждая морщинка.
Мужа светской львицы играет Харви Кейтель. Это, на секундочку, культовый маэстро, игравший еще в первом фильме Квентина Тарантино "Бешеные псы". И уже тогда он был очень немолод. В "Мадам" он – живая иллюстрация поговорки "седина в бороду, бес в ребро", престарелый ловелас с ветром в голове и валокордином в кармане фрака. Харви Кейтель, кстати, стал очень похож на нашего Сергея Шакурова.
Резюмируя, можно сказать, что если вы ищете хороших комедий с тонким юмором – вам, пожалуй, сюда.