Пространство мрачных фантазий
Стивен Кинг написал много книг, больших и маленьких. Роман "Оно" — одно из самых значительных творений этого плодовитого автора. В нем больше тысячи страниц. И еще "Оно" — одна из самых страшных книг Кинга. Это роман о подростках из маленького городка, противостоящих обитающей в канализации инфернальной сущности, принимающей вид веселого клоуна.
"Оно" уже было экранизировано. В 1990 году по книге сняли мини-сериал, который считается одним из лучших воплощений мрачных фантазий короля ужасов.
По поводу того, зачем нужна новая экранизация, думаю, все понятно — у кинематографа XXI века больше возможностей, чем было в 1990 году. В те времена страхи показывали мелькающими тенями и полунамеками. У зрителя включалось воображение. Он думал: "А что там, в этой тени?". Сам себе что-то выдумывал и этого же по большей части и боялся. По нынешним временам то же старое "Оно" кажется сделанным на коленке. Но именно такой алгоритм запускает кнопку "Вкл", и человеческое сознание начинает само продуцировать страхи.
Селфи в багровых тонах
Кинокомплекс, в котором журналистам показывали новую версию классического ужастика, тонул в багровых тонах. Всем желающим раздавали детские шарики цвета, полагаю, детской крови. Стоял и коварно усмехался злобный клоун Пеннивайз, а желающие делали с ним селфи. Журналистов, к слову, пришло настолько много, что фильм показывали сразу в нескольких залах — трех или даже четырех.
Но вот погас свет. Началось…
Избегая спойлеров, скажу сразу, что фильм нескучный. Автор этих строк, например, не заснул ни разу. А это уже само по себе дорогого стоит.
Очень хорошие герои. Противостоящие канализационной жути подростки по сценарию изгои, аутсайдеры. Перед нами все типы школьников-ботаников. Вот ребенок-очкарик, вот очень толстый ребенок, вот ребенок — хилый зануда и так далее. Воплощение этих образов очень убедительное.
Прекрасная актриса София Лиллис. Ей всего пятнадцать лет, но играет она — посмотрим правде в глаза — куда лучше маститых кинозвезд. Девочка-подросток вошла в образ и очень четко, без малейшей нотки фальши сыграла роль.
Фильм "Оно" снят вообще без звезд. И это обстоятельство, скажу по секрету, вовсе не является недостатком. Все хорошо и свежо смотрится. Герои при характерах, убедительны, а не как обычно: в центре кадра суперзвезда белыми зубами сверкает, а вокруг бледные тени.
О дрожи ужаса
Теперь, собственно, о жути. Страшный ли фильм? Все-таки нет. Но оговорюсь сразу — мнение субъективное.
Конечно, если из темноты выпрыгнет жуткая рожа и страшным голосом заорет, вы в кресле подпрыгнете. И второй раз тоже. Может, и в третий. Но потом станете относиться к этим шалостям гораздо спокойнее.
Что касается жутких рож монстров, то две из них смело можно назвать выдающимися. Во-первых, совершенно феерический прокаженный. Во-вторых, кривая женщина, сошедшая с картины абстракциониста, носится такая по темным помещениям, из-за углов выскакивает, жути нагоняет.
Но поглощающей атмосферы страха нет. Замирать и дрожать во время просмотра, думаю, грозит совсем не многим. Почему так? Думаю, по трем причинам.
К тому же имеем в виду, что с первой экранизации миновало 27 лет. За это время клоуны-убийцы превратились в нечто вроде мема. Они уже отпугали свое четверть века назад и сейчас не заставят дрожать даже маленького хомячка.
Скелетики в гробиках
Вторая причина вытекает из первой. У зла в фильме нет своей истории. Если взять оригинальный авторский текст, то становится понятно, что клоун-убийца Пеннивайз — это символ затхлой жизни захолустного городка, которая душит все живое и юное. Будучи обозначен как символ, этот клоун уже не нуждался в своей истории.
Городок Дерри у Стивена Кинга представляет собой зловещее и унылое место. Не то в фильме. Перед нами вполне себе пряничное муниципальное образование с чистенькими тротуарами, хоть китайских туристов туда запускай группами по двести человек.
И образ клоуна-убийцы поэтому теряет корни. Истории у него и так не было. И остается в итоге раскрашенное непонятно что, убивающее из любви к искусству. Этакий сбрендивший Мерилин Мэнсон.
А ныне высокие технологии, кажется, убивают ужас. Уже нет многозначительных теней, про которые надо что-то там домысливать. Все показано предельно четко: кишки направо, глаза на ниточках — налево. Зритель видит всю машинерию страха. Очень красивую, тут никто не спорит. Но домысливать тут уже нечего.
Когда-то давно автор этих строк побывал на концерте Элиса Купера, где из картонных реквизитных гробиков выскакивали скелеты на ниточках. Занятно ли это было? Ответ: да. Страшно? Конечно, нет. Вот и в новой версии "Оно" испугаться можно примерно в той же степени.
Продолжение следует
Возрастной рейтинг фильма 18+. В Америке тоже рейтинг R. Значит, можно смотреть только по достижении семнадцати лет и/или в сопровождении родителей. Автору этих строк все же кажется, что рейтинг присвоен надзирающими инстанциями (что у нас, что в США), которым надо имитировать бурную деятельность.
Какой там 18+, о чем вы? Секса в фильме нет. Насилие слишком красивое, слишком кукольно-нарисованное. Его очень трудно испугаться.
В принципе "Оно" — хороший такой, детский фильм про дружбу и первую любовь.
И да, будет еще и вторая часть. Про тех же героев, только повзрослевших по прошествии двадцати семи лет. Они снова вступят в борьбу со злом. Все это тоже есть у Кинга в романе. Еще на один блокбастер этого гигантского текста определенно хватит.