В первой части я уже останавливался на том, что, увы, в нашем кинематографе по-прежнему дефицит интересных историй (читай – сценаристов) и молодых актеров. В этот короткий список можно добавить еще и режиссеров. Имена наиболее талантливых из тех, кому 35 и меньше, давно известны: Адильхан Ержанов, Эмир Байгазин, Аскар Узабаев. Люди, чьи картины ждешь и не можешь пропустить. Открыл ли в этом плане "Байконур" новые имена? Пожалуй, что нет. Хотя, как известно, все относительно.
Правда, премия лучшему режиссеру досталась Ерболу Бораншы за фильм "Пәтер", и это решение вызывает такое же легкое недоумение, как и в случае со сценарной номинацией ("Квартира 6"). Наверное, обладатель приза лучшему режиссеру должен обнаружить либо близкую к идеальной постановку, либо свою собственную оригинальную манеру или стиль. Увы, на общем фоне картина о молодой паре, находящейся в перманентном поиске жилища, ничем не выделяется.
Более того, фильм "Пәтер" наглядно иллюстрирует еще одну проблему казахстанского короткометражного кино (по крайней мере, представленного на "Байконуре") – отсутствие внятно рассказанных, более-менее законченных историй. Большинство показанных лент как будто вырваны из середины полнометражного фильма, являя собой, в лучшем случае, незаконченный рассказ (и речь не об открытом финале, как в случае с упомянутым "Жестким типом"), в худшем – историю без начала и без конца.
Последнее в равной степени относится к обоим обладателям призов от кинопортала "Бродвей" — картинам "Однажды в маленьком городе" Асылхана Шакенова и "Я в тебя верю" Айши Шаймерденовой. Название первого фильма носит саркастический оттенок – действие-то происходит в Астане, но, похоже, это все-таки не сарказм, а случайность, неосознанное проявление. Тем более название на экране выведено только раз – почему-то английским титром "A Litlle Story" — и носит другой смысл: "Короткая история", "Рассказ". Авторская орфография титра, кстати, сохранена, и я бы порекомендовал авторам картины чаще заглядывать в словари. Да и вообще не очень понятно, как относиться к работе студентов творческих вузов, если в пяти начальных титрах у них – внимание! – девять ошибок. То есть, понятно, что в кино грамотность не главное, но и само по себе кино ведь никакое. Как и "Я в тебя верю". И что в них нашел "Бродвей", неясно.
Еще одна картина, которая могла бы запросто оспорить у "Квартиры 6" сценарную номинацию, а у "Малыбайдағы оқиға" еще и операторскую, – "Куб" Максима Кодарова. Фильм, который на меня произвел, наверное, наибольшее впечатление из всех посмотренных, несмотря на то, что актерская игра там находится на не самом высоком уровне. Но, в итоге, ему досталась лишь награда лучшему художнику-постановщику (Бекен Нарбаев).
"Куб" — редкий в конкурсной программе "Байконура" случай внятно рассказанной, законченной истории с авторским посылом, социальной подоплекой и необычными художественными решениями. Лаконично, красиво, трагично.
Главная героиня "Куба" — уборщица в консерватории, бывшая скрипачка, все еще хранящая в себе некогда большой талант, раскрыться которому полностью было не суждено.
Максим Кодаров, одновременно автор сценария и режиссер, чувствуя слабые стороны своей работы, в частности, ту же актерскую игру, делает акцент на другие, сильные – музыку за авторством одного из главных композиторов современного казахстанского кино Никиты Карева, непривычные для нашего кино ракурсы и пролеты (оператор Айдар Оспанов), оформление кадра (тут награда нашла героя) − и получает завершенное произведение с неожиданным и сильным финалом.