Американский писатель Стивен Кинг отмечает 21 сентября свой юбилей — 70 лет. Редко дни рождения литераторов становятся информационным поводом для большинства СМИ, однако Кинга вспоминают почти все — собраниями цитат, тестами, биографическими справками. И не только потому, что авторы этих материалов любят Кинга, а потому, что у него есть многомиллионная армия фанатов.
Суммарный тираж книг Стивена Кинга уже превышает 400 миллионов — он считается одним из самых популярных авторов художественной литературы в мире. Колумнист Sputnik Евгений Казарцев рассказал о своей версии популярности автора.
Написать страшно сложнее, чем показать
В переполненном страхом мире писать по-настоящему жутко — это определенное мастерство. Когда мы смотрим кино, там работают давно придуманные "скримеры" — резкие перемены кадра, крики, тревожные звуки и дорогие спецэффекты. В книгах такого нет.
Самое страшное в книгах Кинга — вовсе не убийцы, призраки и монстры, а сами люди. И в "Оно", и в "Кладбище домашних животных", и в "Кэрри", и в других книгах ужас достигается за счет отображения вполне реальных вещей: человеческой жестокости и глупости, зависти и сумасшествия. А остальные "примочки" — так, метафоры.
Из современных писателей мало кто справляется с созданием такой атмосферы лучше Кинга. Да и сами посмотрите: в продаже ежегодно появляются сотни книг об убийцах, призраках, вселяющихся демонах и прочей чепухе. Выстреливают ли они? Нет. В сердца людей попадают только книги Кинга.
Кинг — это не только про "ужасы"
Сужать Кинга до жанра "ужасы" не совсем верно. Про "ужасы" — Дин Кунц и другие писатели, а Кинг все же занимается не только жанровой, но и "высокой" (кидайте помидорами) литературой, совсем как Эдгар По.
Именно поэтому он одновременно и имеет миллионные тиражи, и хорошо воспринимается многими критиками — даже американские "снобские" издания недавно сняли свои шоры и начали признавать достоинства Кинга.
Теоретически каждый у Кинга может найти что-то свое. Кому-то — фантастический сюжет, другому — психологизм. Прочитать его можно в любом возрасте — лично мне, например, мама вручила один из романов Кинга лет в семь. И вроде человеком вырос.
И именно за это Кинга любит такое количество людей: он бывает разным, "приглашает" читателя становиться его соавтором при помощи собственного воображения. Но при этом не скатывается до банальностей и "мономерности", в отличие от многих — да, госпожа Майер, это про вас.