Основные факты о "Темной башне" широко известны. Пунктиром: цикл фантастических романов Стивена Кинга, написанных в 1980-2010-х, главный герой которого – Стрелок Роланд Дискейн, "списанный" с Клинта Иствуда − образца вестерна "Хороший, плохой, злой".
Тут нужно сделать важное уточнение – автор этих строк ни одной книги из цикла "Темная башня" не читал, поэтому перед просмотром не был отягощен никакими ожиданиями от кинокартины. И фильм мне – с несколькими оговорками – понравился. Это хороший пример среднебюджетной фантастики (60 миллионов долларов по нынешним временам вовсе немного для проекта такого уровня), где нет бесконечных спецэффектов и битв, но есть мысль, хорошие актеры и необходимая "правда в жизни" без ориентации на возрастной рейтинг. Здесь будут умирать "хорошие парни", потому что так бывает.
Строго говоря, фильм "Темная башня" — это не экранизация. Не только не экранизация первой книги цикла (в Sony сразу заявили, что будут миксовать несколько произведений), но и не экранизация вообще. И это грандиозное разочарование для фанатов – по их словам, от книг в фильме нет практически ничего, кроме имен главных героев.
Поклонников Кинга можно понять, но штука в том, что хорошие экранизации, устраивающие если не всех, то большинство, чрезвычайно редки. И, как мне кажется, создатели фильма "Темная башня" приняли правильное решение, максимально уведя кино от первоисточника.
Для полноценной экранизации нужно было бы масштабное полотно с соответствующими затратами средств и времени – у "Темной башни" же хронометраж всего полтора часа. И это, кстати, тоже проблема. Несмотря на очевидные достоинства, главное из которых – отсутствие бестолковой беготни, пустых экшн-сцен и утомительных битв, "Темная башня" все-таки излишне схематична. Вот Джейк, вот его семья. Вот Уолтер – он хочет разрушить наш мир, а сначала должен разрушить башню. Вот Роланд – он последний Стрелок, и от него зависит, падет башня или нет. Временами характеры и мотивации героев раскрываются, но недостаточно глубоко. То есть само кино местами захватывает, однако для того, чтобы максимально сопереживать центральным персонажам, просто не хватает времени и данных о них. Грубо говоря, ты не успеваешь с ними подружиться.
Самые, наверное, яркие примеры неудавшихся франшиз в XXI веке – это "Лемони Сникет: 33 несчастья" (роскошная готичная сказка с блестящими Джимом Керри и Мерил Стрип), "Игра Эндера" (умная фантастика о космосе, пришельцах и детях с Эйсой Баттерфилдом, Хэйли Стенфилд и Харрисоном Фордом в главных ролях) и "Золотой компас" (красивое фэнтези с Дэниэлом Крейгом, Эвой Грин и Николь Кидман). Все это были экранизации. Экранизации удачные. Но, как и "Темной башни", им не хватило коммерческой направленности и примитивизма. Все они замышлялись, как франшизы, и все были заморожены после кассовых неудач первых картин. Есть ощущение, что с "Темной башней" будет также.