АСТАНА, 11 сен — Sputnik. Конкурирует ли китайский проект "Экономический пояс шелкового пути" с союзными интеграционными инициативами? На вопросы Sputnik отвечает Вероника Никишина, член Коллегии (министр) по торговле Евразийской экономической комиссии
- Не секрет, что в странах-членах ЕАЭС на уровне обывателей Россия воспринимается как локомотив, роль которого – стимулировать развитие и финансировать другие страны-члены союза. Но когда Китай активизировал работу по двустороннему сотрудничеству с Казахстаном, Кыргызстаном, Белоруссией, Арменией, многие стали воспринимать китайский "Экономический пояс шелкового пути" как альтернативу объединению в рамках ЕАЭС. В связи с этим принципиально важен вопрос: насколько эти интеграционные проекты можно считать конкурирующими?
А в "Шелковом пути" заложена совершенно другая философия. Это не интеграционный проект, это набор инициатив по взаимовыгодному сотрудничеству и развитию различных проектов между Китаем и другими странами, в том числе и пятью странами Союза, и ЕАЭС в целом.
То есть даже идеологически это принципиально разные структуры.
Потому неправильно говорить о конкуренции − можно говорить о взаимном дополнении интересов, которые извлекает каждый из участников из участия в ЕАЭС и одновременно − в проекте "Пояс".
Наши страны извлекают выгоду от углубления интеграции, повышения благосостояния за счет объединения. И каждая абсолютно логично ищет пути сотрудничества с третьими странами, в том числе – и с Китаем. Капиталовложения Китая, например, в развитие инфраструктуры, или в какие-то производства в странах нашего Союза, на наш взгляд, дополняют выгоды, потому что повышают благосостояние каждой из стран.
- О возможности сопряжения проектов ЕАЭС и "Пояс" на высшем уровне было заявлено еще в 2015 году. Есть какие-то конкретные результаты в этом процессе?
— Да, конечно. От момента политического объявления о сопряжении прошло всего два года с небольшим, но за это время удалось достичь заметных успехов.
Сопряжение идет в двух плоскостях. Первая плоскость – это регуляторика. Надо понимать, что у ЕАЭС и Китая нет никакой регуляторной базы. Отношения каждой из наших стран с Китаем строятся по уже сложившимся нормам, но у Союза в этих отношениях правовой базы ещё нет.
Формирование базы в виде соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве – первый результат, о котором можно говорить. Мы продвинулись в переговорах по соглашению достаточно далеко. Боюсь говорить о сроках, чтобы не сглазить. Но у нас есть основания полагать, что при наличии доброй воли обеих сторон мы уже скоро можем подойти к завершению процесса.
Здесь тоже развернута работа как на национальных, так и на наднациональном уровнях, по идентификации и кое-где уже реализации проектов, представляющих совместный интерес. В основном это инфраструктура, есть и производство. Пока, скорее, это все-таки двусторонние контакты, например, вложения Китая в "Великий камень" в Белоруссии.
В инфраструктурных проектах больше просматривается совместный интерес всех стран Союза. У нас формируется банк данных таких проектов, и в соглашение мы закладываем раздел, который будет стимулировать реализацию конкретных инициатив сотрудничества в самых разных сферах.
- Реализуя проект "Пояс", Китай приходит в страны как инвестор. И его принимают с распростертыми объятиями. Есть ли у России необходимость и способы повысить привлекательность ЕАЭС для участников Союза?
— Мне представляется, что никогда не следует останавливать работу по повышению привлекательности как страны, так и Союза в целом.
Но давайте подумаем: что такое привлекательность? Привлекательным интеграционное объединение становится тогда, когда каждый житель извлекает выгоды из участия в этом объединении через повышение своего благосостояния.
Повышать привлекательность нашего Союза можно разными способами. Прямым – в виде вливания денег. Но это очень лобовой и примитивный вариант. В первую очередь обыватели должны получать ощущение выгоды от функционирования Союза. А это как раз и происходит за счет устранения барьеров, получения прибыли, свободного доступа к рынкам друг друга.
- Коль скоро мы заговорили о свободном доступе — насколько на территории ЕАЭС реализован принцип "четырех свобод"- свободного перемещения товаров, услуг, рабочей силы и капитала?
— В разных аспектах – разный прогресс. Наиболее полно, хотя, конечно, не на 100%, он реализован в перемещении товаров.
Еще на стадии Таможенного союза были сняты все таможенные границы. Много барьеров было устранено, но при этом есть определенные изъятия – например, рынок алкоголя и табака. В целом по товарам работа не останавливается. Наша "Белая книга" по барьерам сконцентрирована в основном на области товаров.
С перемещением рабочей силы проблем никаких нет, есть нюансы. Например, взаимное признание дипломов, или единая система пенсионного обеспечения. Это дополнительные нюансы, не связанные напрямую с перемещением, и их решение сделает неощутимым для каждого жителя, в какой стране Союза он живет и работает.
Ведется активное обсуждение перехода к единому финансовому рынку. Пока этот наименее определенный аспект — один из приоритетов нынешнего состава Коллегии.
- Возвращаясь к теме сопряжения "Пояса" и ЕАЭС: что более всего мешает прогрессу?
— С точки зрения подходов проблем нет. И мы, и китайские партнеры одинаково понимаем, что это должен быть процесс со взаимным выигрышами, направленный на экономическое развитие.
Наша позиция, которая была поддержана китайскими партнерами, заключается в том, что "Путь" — это не просто транзит товаров из Китая в ЕС через территорию Союза. Это может быть и доступ наших товаров на китайский рынок, и участие в совместных производствах в какой-то из стран нашего Союза.
У нас, наверное, есть проблема, связанная с медлительностью определения конкретных интересов, по которым эти проекты надо развивать. Объективный человеческий фактор.
- Сейчас ЕАЭС ведет переговоры о свободной торговле с семью странами – идет развитие уже не вглубь, а вширь. Какие преимущества заключение этих соглашений может принести конкретно каждой из стран-членов ЕАЭС? Например, Армения явно заинтересована в налаживании отношений с Ираном, Казахстан и Кыргызстан – в отношениях с Китаем. И что для каждой из стран выгодней – соглашение между ЕАЭС и конкретными странами или двусторонние треки?
— Во-первых, не надо смешивать национальные и наднациональные компетенции.
Например, мы говорим про соглашение о свободной торговле, результатом которого является снижение пошлин, и значит – упрощенный доступ на рынки наших партнеров. В силу того, что это наднациональные компетенции, ни одна из стран индивидуально не может проводить такие переговоры. У нас единый тариф на внешнем контуре, поэтому соглашения, которые касаются либерализации пошлин, могут вестись нами только совместно.
Другие аспекты сотрудничества ни в коей мере нельзя игнорировать, например, туризм. Переговоры по этим направлениям не должны прекращаться или противопоставляться тем, что идут на наднациональном уровне.
Поэтому линейная калькуляция – это позиция ущербная.
Важно понимать: прежде, чем просить наших президентов дать мандат на переговоры с какой-то страной, совместная исследовательская группа обязательно изучает выгоды и риски для Союза и каждой из стран. И только если рабочая группа понимает, что выгоды больше, чем риски, мы выходим с запросом на переговоры. Все семь переговорных треков открыты после тщательных исследований, которые показали, что все страны Союза выиграют от этих переговоров.
Мы же команда, мы – Союз, а не случайная компания из нескольких стран, поэтому выгоды Союза складываются из интересов всех участников.
- У России, Армении, Казахстана и Кыргызстана разные обязательства перед ВТО, а Белоруссия и вовсе находится в процессе вступления в эту организацию. Как проходит процесс гармонизации этих обязательств?
— Несмотря на то, что у четырех стран из пяти – разные обязательства, они вмонтированы (не скажу, что гармонизирован), но вмонтированы в общую правовую систему Союза. Мы понимаем, что у Армении и Киргизии в связи с их присоединением к Союзу обязательства по ВТО требуют пересмотра. Такие переговоры ведутся, созданы переговорные делегации.
Белорусская сторона ведет переговоры по присоединению к ВТО, и мы рассчитываем на то, что нас будут информировать о тех принципиальных элементах обязательств, которые будут затрагивать компетенции Союза. Что касается национальных компетенций – это полностью дело белорусской стороны. Мы имеем все основания полагать, что процесс не вызовет будущих осложнений для Союза.
В общем, проблемы есть, но это решаемые проблемы.
- Мешают ли антироссийские санкции интеграционным процессам в ЕАЭС?
— Конечно, мешают. Чем быстрее растет благосостояние каждой из стран, тем больше ощущается позитивный эффект от интеграции. Любое сдерживание экономического развития России сдерживает развитие Союза в целом. Это первый аспект.
Мы видим, какой интерес проявляет европейский бизнес. Ведь при открытии преференций для входа на наш рынок те, кто войдут первыми, завоевывают его гораздо быстрее, и потеснить их будет сложно. По нашим оценкам, европейский бизнес сильно обеспокоен этим.