АСТАНА, 6 сен — Sputnik, Елена Загородняя. Торгово-политическая повестка ЕАЭС изменилась, заявила в среду на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) во Владивостоке министр торговли Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Вероника Никишина. От развития свободной торговли вглубь через все ступеньки в пяти странах — Армении, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане и России — ЕАЭС переходит к интеграции вовне.
Кроме уже действующего соглашения о зоне свободной торговли с Вьетнамом, ЕЭК запустила семь новых переговорных процессов о различных соглашениях. Сейчас переговоры идут с Египтом, Израилем, Индией, Ираном, Китаем, Сербией и Сингапуром. Процесс начался полтора года назад, но развитие ситуации в мире за последний год подтвердило правильность выбранного подхода, считает министр.
США: такие внезапные, такие непредсказуемые
Какие же изменения во внешнеэкономической среде продиктовали необходимость такой смены курса?
Еще год назад, в том числе и на предыдущем Восточном экономическом форуме, повестка ЕАЭС была совсем другой. Эксперты обсуждали в основном систему правил ВТО, возникшие за последние десятилетия сети двусторонних соглашений и новые мегаблоки — Транстихоокеанское партнерство и Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство. Главными вопросами были: "Как эти мегаблоки могут повлиять на интеграционные процессы в ЕАЭС? Не вызовут ли они эрозию традиционных правил ВТО?".
Каковы эти тенденции?
Изначально США заговорили о "справедливой торговле". По версии американских партнеров, это такая структура торговли, при которой баланс интересов складывается в пользу США.
Вторую новацию ввели тоже Соединенные Штаты, начав два расследования против импорта стали и алюминия из всех стран. Но эти расследования идут не по классической антидемпинговой схеме. Теперь США ориентируются на "национальную безопасность" — термин, ранее не применявшийся ими в международной торговле. Приостановка участия США в некоторых торговых мегаблоках — это тоже признак изменения того тренда, который казался необратимым еще год назад.
Зонтик большого евразийского партнерства
Изменилась не только глобальная мировая экономическая повестка — стремительно меняется и экономика Евразии. Впервые озвученная четыре года назад председателем КНР Си Цзиньпином идея создания Экономического пояса Шелкового пути стремительно развивается. И для реализации этого проекта, среди прочего, Китай заключает двусторонние инвестиционные соглашения, участвует в инфраструктурных проектах в странах, входящих в ЕАЭС.
Многие эксперты в России сначала смотрели с опаской на китайский проект: не замедлит ли он интеграционные процессы в набирающем обороты ЕАЭС, не попадут ли наши страны в китаецентричную воронку?
Каковы при этом перспективы развития евразийского партнерства?
"Это зонтичный проект. Проект интеграции интеграций, — уверен президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. — В новой мировой системе координат в эпоху новых торговых войн проект большого евразийского партнерства может иметь уравновешивающий эффект. Если мы все интеграционные группировки будем подтягивать друг к другу, то сможем двигаться по двум направлениям. Во-первых, продвигать проекты, которые будут увязывать эти интеграционные группировки, и, во-вторых, сближать сами институты, процедуры и механизмы взаимодействия между ними".
Семеро разных: как идут интеграционные переговоры
Идея большого евразийского партнерства возникла не на пустом месте, уверен Андрей Денисов. Этому способствовали процессы сопряжения ЕАЭС и китайского "Пояса", а также упомянутый министром торговли ЕЭК Вероникой Никишиной процесс расширения ЕАЭС не вглубь, а вширь.
Наибольшая отдача от подобных соглашений, по мнению президента фонда "Центр стратегических разработок" Павла Кадочникова, будет, если на переговоры страны будут выходить вшестером: пять стран-членов ЕАЭС плюс ЕЭК. И эти переговоры, по его мнению, не должны быть исключительно чиновничьими: на них должны присутствовать представители бизнеса.
"Для нас большое евразийское партнерство — это очень многообразная ткань различных вариантов сотрудничества, от снижения пошлин до реализации проектов совместного интереса", — говорит Вероника Никишина.
Этот интерес, по ее мнению, складывается из национальных соглашений наших пяти стран, заключаемых, например, с Китаем — России с Китаем, Казахстана с Китаем, Кыргызстана с Китаем, Беларуси с Китаем. И он позволяет этим двусторонним соглашениям, не конкурируя, образовывать одну большую цепочку от Китая через ЕАЭС до Европейского союза.
Переговоры, которые ведет сейчас ЕЭК, поддерживают национальные правительства наших стран, говорит первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов.