АСТАНА, 5 сен — Sputnik. Сухопутные маршруты через Казахстан и Россию могут оттянуть до 4% товаров, которые идут морем между Китаем и Европой, считает директор Центра интеграционных исследований Евгений Винокуров, комментируя роль транспорта в сопряжении Евразийского экономического союза и Экономического пояса шелкового пути.
Он отметил, что центральным элементом дискуссий и проектных инициатив для стран ЕАЭС в рамках развития ЭПШП являются транспортные коридоры через территорию стран-членов ЕАЭС и привлечение дополнительного грузопотока.
"Принципиален выбор между двумя стратегиями развития. Первая — строительство новых железнодорожных магистралей, условно — "второй Транссиб", с многомиллиардными вложениями. Вторая — расшивка узких мест существующих путей с целью повышения их эффективности. Выступаю за вторую стратегию", — сказал Винокуров.
Глава Центра интеграционных исследований убежден, что сейчас важно уделить особое внимание увеличению пропускной способности коридоров через развитие транспортно-логистической инфраструктуры, повышение уровня контейнеризации перевозок.
При этом он отметил, что ситуация с работой по формированию контейнерных поездов, переадресации, хранению партий, таможенному досмотру оставляет желать лучшего. Маршрутный поезд, идущий в Россию через Казахстан, проезжает границу и обрабатывается уже только на московском узле.
"После обработки в Москве груз расходится по России преимущественно автотранспортом. Это увеличивает стоимость и время доставки груза конечному потребителю. Нужны логистические хабы — места сборки-разборки грузов. Текущая динамика грузопотока из Китая в Европу и обратно по "ЕАЭСовским" железнодорожным маршрутам сильная: после роста контейнерооборота в 2015 году на 43% в прошлом году зафиксировано его удвоение — до 148 тысяч контейнеров", — заметил эксперт.
Винокуров приводит данные о том, что в 2016 году перевозки через международный пункт пропуска "Достык" в Алматинской области и Наушки (выход через Монголию на Транссиб) увеличились более чем в два раза, через Забайкальск (выход с северо-восточных провинций Китая) на Транссиб — на 27%.
Это говорит о том, что при аналогичных темпах роста грузопотока уже в среднесрочной перспективе (возможно, через три года) будет достигнут потолок транзитной мощности Казахстана. Для решения этой проблемы на территории Казахстана необходимо расшивка "узких" мест транспортно-логистической инфраструктуры, необходимо строительство современных контейнерных терминалов.
По оценкам специалистов, построив три-четыре базовых инфраструктурных объекта (современных логистических центра), Казахстан сможет добиться роста пропускной способности в транзите до 1,2-1,3 миллиона контейнеров.