В преддверии очередной "раздачи слонов" от Американской академии кинематографических искусств и наук Sputnik Kazakhstan решил вспомнить "оскаровскую" историю нашей республики. Она насчитывает гораздо большее количество лет, чем можно было бы подумать.
В упрощенном изложении правила номинации таковы. Основным языком фильма должен быть не английский. При этом само наличие английского допускается, а единственная страна, не имеющая права подавать заявку на участие в этой категории, — США. Фильм должен быть выпущен в кинопрокат страны-заявителя к обозначенному Академией сроку, как минимум, на неделю. Какой фильм будет отправлен на "Оскар", определяется исключительно местным "оскаровским" комитетом – Академия в решение не вмешивается, да это было бы и попросту нереально. Собственно, такое положение дел открывает дорогу к покровительству, особенно в странах бывшего Союза: кто "оскаровский" комитет "танцует", тот свои фильмы и заявляет.
Единственный контроль, который осуществляет Академия – проверка "отечественного содержания". Дело это тонкое. Например, в 2007 году Казахстану удалось заявить не слишком уж казахстанскую ленту "Монгол" Сергея Бодрова, что привело к первой и пока единственной номинации. А вот Армению прошлой осенью "дисквалифицировали", посчитав "Землетрясение" Сарика Андреасяна "недостаточно армянским" кино.
После рассмотрения всех заявок создается лист соискателей награды (по итогам 2016 года он был рекордным – 85 картины, включая "Землетрясение"), в декабре или январе он сокращается до так называемого шорт-листа из девяти картин, а затем секвестируется до привычных пяти номинантов.
Впервые Казахстан подал заявку на "Оскар" в 1992 году, но это был отнюдь не дебютный опыт соприкосновения отечественного кино с Академией. СССР вступил в "битву" за "Оскар" в 1963 году, и за без малого тридцать лет, включивших в себя три статуэтки ("Война и мир", "Дерсу Узала", "Москва слезам не верит") и еще шесть номинаций, было лишь пять случаев, когда отобранные картины представляли не РСФСР. И сразу две из них создавались на "Казахфильме".
Правда, сейчас это, скорее бы, назвали копродукцией. В 1974 году советский "оскаровский" комитет отправил на рассмотрение Академией фильм "Лютый", снятый по рассказу Мухтара Ауэзова киргизским режиссером Толомушем Океевым. Занятно, что в одной из ролей там снялся Каргамбай Сатаев, отец одного из самых успешных отечественных режиссеров, а оператором выступил Кадыржан Кыдыралиев – отец Хасана Кыдыралиева, нынешнего постоянного оператора Акана Сатаева.
Через двенадцать лет очередным детищем "Казахфильма", отправленным на "Оскар", стала картина "Чужая белая и рябой", хотя тут история немножечко другая. Сергею Соловьеву долго не давали работать над фильмом в России, и тогда – не без содействия Олжаса Сулейменова – режиссер уехал в Казахстан, чтобы в Актюбинске создать ленту, которая потом получит специальный приз на Венецианском кинофестивале. Кроме места действия и съемок, иного отношения к Казахстану фильм, в общем-то, не имеет, и все же в титрах написано: "Казахфильм", при участии "Мосфильма".
Ни одна из трех упомянутых выше картин ни до шорт-листа, ни до номинации не добралась. После этого советский период в отечественном кинематографе окончательно завершился, а с ним вдруг прекратилась и… подача казахстанских заявок на "Оскар". Сейчас уже вряд ли возможно выяснить, почему на протяжении тринадцати лет местный "оскаровский" комитет так ни разу и не собрался и, соответственно, никого не выдвинул. Похоже, никому до этого просто не было дела, да и картин достойных, откровенно говоря, снималось немного.
В общем, как обычно, потребовалась политическая воля, и она проявилась, когда на "Казахфильме" был наконец завершен первый кинопроект национально-государственного значения: многострадальный, скандальный – с финансово-экономической, сценарной, актерской, режиссерской точек зрения – и абсолютно не оправдавший надежд "Кочевник". Разумеется, "под такое дело" нужна была "вишенка", и ее придумали в виде заявки на "Оскар". Хотя никаких шансов пройти хоть куда-то у этой картины не было.
Следом Сергей Бодров снимает "Монгола" – мощную, противоречивую историческую драму о Темуджине еще до того, как он стал Чингисханом. Наличие казахстанских продюсеров Булата Галимгереева и Гульнары Сарсеновой, а также отечественных каскадеров позволило считать "Монгола" копродукцией России, Германии и Казахстана, и небесспорно заявить фильм на "Оскар" от нашей страны. Впрочем, результат оправдал все. Уже первое в истории попадание в шорт-лист являлось успехом, а уж факт номинации иначе, как сенсацией, назвать было нельзя.
При этом, на удивление, в следующем, 2009 году, на "Оскар" был заявлен еще более скандальный фильм – режиссерский дебют Ермека Турсунова "Келiн". Историческую фантазию на тему тенгрианской эпохи поначалу даже не хотели выпускать на экраны. Турсунов с боем картину отстоял, на свой страх и риск показав "Келiн" журналистам, после чего скрывать наличие яркой, самобытной киноленты было уже невозможно. Пожалуй, сейчас, в "период повсеместного уята", Турсунову такой фильм не дали бы не то что выпустить или отправить на "Оскар", но даже снять. И, в итоге, дело закончилось шорт-листом премии.
А с 2011 года начинается самый странный период в "оскаровской" истории Казахстана. Глядя на список отечественных "засланцев" в "логово" Академии за это время, можно подумать, что в стране не снимается ничего, кроме проектов национального масштаба, режиссерских работ Ермека Турсунова и фильмов, спродюсированных Арманом Асеновым.
В 2012 году было бы логично выдвинуть на "Оскар" картину "Шал" Ермека Турсунова, и такая возможность имелась, но дал о себе знать "прецедент "Кочевника". Историческая драма "Жаужүрек мың бала" Акана Сатаева получила статус проекта национального масштаба со всеми вытекающими последствиями в виде, например, обязательной заявки на "Оскар". Хотя отборочной комиссии Академии уже должны были надоесть подобные фильмы. И, судя по результату, надоели. Дабы не обижать "Шала", его прокат сдвинули на более позднюю дату, получив возможность заявить картину Ермека Турсунова на "Оскар" в следующем году. Правда, при этом "вне игры" остался, безусловно, лучший казахстанский фильм 2013 года "Уроки гармонии" Эмира Байгазина – лауреата Берлинского кинофестиваля и обладателя уже упомянутого "азиатского "Оскара". И тогда ходили слухи, и позже в интервью Байгазин их подтвердил: его уверяли, что очередь "Уроков гармонии" наступит в 2014 году, не стоит эскалировать ситуацию… Но в 2014-м, впервые за девять лет, Казахстан… проигнорировал "Оскар". У меня нет иного объяснения, кроме "прецедента "Тюльпана" — никто не захотел брать на себя ответственность за отправку на "Оскар" фильма, в котором Казахстан показан таким, какой он есть, а не каким видится из окон министерских машин или на страницах исторических книг.
Официально "оскаровский" комитет распался, чтобы на следующий 2015 год неожиданно собраться вновь и заявить в качестве претендента на награду далеко не лучший фильм Ермека Турсунова "Жат". Возможно, отборочная комиссия Академии до сих пор думает, что в Казахстане снимают исключительно исторические драмы. И в прошлом году их вероятное убеждение должно было лишь окрепнуть – в 2016-м, с прицелом на нынешнюю церемонию, Казахстан заявил на "Оскар" еще один продюсерский проект Армана Асенова – историческую драму "Аманат" Сатыбалды Нарымбетова о судьбе историка Ермухана Бекмаханова, где параллельной сюжетной линией показывается восстание хана Кенесары. Ничем не примечательная и к тому же законченная еще в 2015 году картина (проверенные временем игры с прокатными датами вновь помогли) не имела никаких шансов продвинуться дальше основной заявки. И пока "оскаровский" комитет Казахстана будет жить своей собственной жизнью, игнорируя Эмира Байгазина, Адильхана Ержанова, "партизанское кино", независимых кинематографистов, вторая номинация или шорт-лист так и останутся несбыточными целями.