Недавно состоялась премьера другого фильма — "Районы", где Сатаев возвращается к прекрасно знакомому ему жанру криминальной драмы. Но, по сравнению с "Рэкетиром", "Ликвидатором", "Рэкетиром 2", у "Районов" есть одно существенное отличие — качественно это все тот же Сатаев, но идейно режиссер, пожалуй, впервые изменил себе.
От морали к правдивости
Предыдущие фильмы Сатаева зачастую критиковали за излишнюю… "правильность". По ходу действия или, что чаще, в финале выводилась мораль, поспорить с которой было трудно, правда, она же оставляла мало пространства для дискуссии. Это не делало фильмы Сатаева хуже, не уводило их в морализаторство, но снабжало своеобразными нравственными манифестами режиссера. Так было в "Заблудившемся", "Ликвидаторе", том же "Рэкетире".
И вот в "Районах" произошел неожиданный отход с "заранее заготовленных позиций". Новая работа Сатаева — первая, в которой криминал и соответствующий образ жизни открыто романтизируются. Пусть дело и происходит 30 лет назад, а отношение к поступкам героев явно сдобрено солидной порцией ностальгии.
Сюжет, съемки, Алма-Ата 80-х
Осень 1987 года, в одну из школ в центре Алма-Аты приходит новый ученик — Арсен. Его отец, офицер советской армии, погиб в Афганистане, и семья в качестве компенсации получает квартиру в "золотом квадрате" столицы республики.
Я родился, вырос и всю жизнь провел в Алма-Ате, в 1987-м мне было шесть лет, поэтому "районовские движения" периода их расцвета прошли мимо. Но те из зрителей, кто не только застал, но и участвовал, говорят, что примерно так оно и было. С точки зрения стилизации, над "Районами" и правда проделана грандиозная работа. Особенно, что касается натурных съемок.
За три прошедших десятилетия город изменился практически полностью, и как Сатаеву с группой удалось в таких условиях снять Алма-Ату 1980-х, большой вопрос.
Все современные здания аккуратно заретушированы, или сцены сняты таким планом, что они не попадают в кадр. Советские автомобили, мебель и предметы быта раздобыть до сих пор не проблема, а вот проезд по улицам троллейбуса ЗиУ (его "родственники" уже лет десять как отправлены на металлолом) можно приравнять к подвигу съемочной группы. Да, где-то проскользнет современная скамейка, где-то пластиковое окно, но, повторюсь, в ситуации, когда от "старой" Алма-Аты не осталось практически ничего, снять идеальный город 1980-х можно было бы, только отстроив его заново.
Есть, впрочем, еще пара моментов, но о них чуть позже.
Парафраз "Рэкетира", да не совсем
В общем, по внешнему исполнению к фильму минимум претензий. Увы, в отличие от исторического эпика "Жаужүрек мың бала", где Сатаеву также пришлось работать с большим количеством юных и неопытных актеров, на этот раз "раскачать" исполнителей главных ролей не удалось. Яркая актерская работа только одна, но Шарипу Серику еще и повезло с ролью Азамата — друг главного героя в таких картинах — это всегда кладезь юмора и сосредоточие харизмы. Остальные же играют по шаблону, а главный герой, увы, сер, как тон его костюма, и если какие-то изменения в своем сознании он и проживает, то глубоко внутри.
Но, в отличие от исполнения, вопросов более чем достаточно по содержанию. По сути, "Районы" являются парафразом "Рэкетира", дебютной картины Сатаева 2007 года, первого фильма, показавшего, что казахстанское кино — это не только госзаказ и дотации — можно работать и на частные деньги и даже зарабатывать.
Все то же самое: парнишка из простой семьи, спортсмен-единоборец попадает в не самую лучшую компанию, которая засасывает его и заставляет меняться, в итоге, он предпочитает новую жизнь той, что хотели его родители; и где-то на втором плане, пунктиром проходит романтическая линия. Разница — в возрасте. Кстати, если имя Арсен в сценарии поменять на Руслан (старший товарищ и наставник главного героя в "Рэкетире"), получился бы идеальный приквел с возможностью выхода на второй фильм, который являлся бы уже эдаким сиквелом приквела.
В "Рэкетире" Саян шел в бандиты не столько потому, что хотел жить в достатке, не работая, но больше оттого, что это были 90-е, ему, не поступившему в институт выпускнику, нечем было заняться и хотелось помочь родителям. В "Районах" Арсен и другие старшеклассники хулиганят не столько потому, что так заведено "районовской" иерархией, но и оттого, что это круто, им нравится. И на экране они остаются героями.
"Напрячь" младших на деньги или украсть вещь из дома — весело, "лохи" сами виноваты. "Развести" приезжих в парке — тоже забавно, а чего они "покупаются"? Еще забавнее становится, когда Арсен рассказывает про его развлечение с прежней компанией — бить в лицо случайных прохожих, кто собьет жертву с ног, тот молодец. Обхохочешься.
До тюрьмы дело до поры, до времени не доходит. Но и тогда, в финале, флер романтики никуда не девается — напротив, он достигает своего пика, саундтреком которому больше подошел бы не фоновый читаемо-спетый рэп, а что-нибудь из репертуара "Радио Шансон".