АСТАНА, 28 янв – Sputnik, Алексей Стефанов. Выхожу на станции московского метро "Волгоградский проспект" и попадаю в индустриальную зону – безликие здания за высокими заборами. Гнетущую атмосферу дополняет метель и мороз. И вдруг спустя полкилометра яркое пятно среди заводских построек – трехэтажное бежевое здание с надписью "Киностудия Амедиа" – место, где сегодня снимается львиная доля павильонных сцен российских фильмов.
У павильона № 12 надпись на английском языке "Золотая орда" (Golden Horde). Тут же висит и предупреждение "Соблюдать тишину" (Keep silence). Отключаю телефон, открываю дверь и попадаю… в русский княжеский терем ХIII века. Отмечаю, что это не бутафория. Стены из бревен, проложенные паклей, резные окна, деревянные скрипучие полы, расписные узоры на стенах, деревянные колонны. В интерьере древние скамьи, сундуки, напольные подсвечники в человеческий рост с восковыми свечами, а в одном из углов… множество раскладных современных стульев, стол с двумя мониторами, пульт звукорежиссера. Оказалось, что княжеские палаты в этот день заняла съемочная группа, а сами съемки перенеслись в опочивальню князя Ярослава (его играет Александр Устюгов), которая находится за стеной.
Едва успеваю зайти в палаты и проскрипеть по половицам до режиссера Тимура Алпатова, как он громко командует: "Так, все — тишина!" Ему вторит креативный продюсер Елена Денисевич, сидящая рядом с режиссером у мониторов: "Начинается репетиция. Поехали!"
"Стоп! Сергей, не надо туда идти, останься за кадром. Мы тебя в другом направлении снимем. Василий Иванович, отреагируйте, посмотрите на свою любимицу. Радмила, ты смотришь в ту сторону. Да, так. Посмотрела на него. Потом опять туда… Данила, тоже туда посмотри. Не торопитесь! Витя ушел за ним. Пошел Кирилл. Теперь все остальные. Отлично! Делаем поправки. Готовимся к съемке", – руководит процессом Тимур Алпатов и объявляет короткий перерыв.
Фильм о любви, не об истории
По сюжету фильма древняя Русь находится под игом татаро-монгол. Великий князь Ярослав мечтает объединить разрозненные русские княжества и скинуть ненавистное иго, но его врагами на этом пути становятся родной брат – опальный князь Борис (Артур Иванов) и старший сын Владимир (Владимир Веревочкин). А в это время в столицу Киевской Руси прибывает посланник Золотой орды Тенгри-Темир (Санжар Мадиев). Он приехал, чтобы угнать в Орду тысячи русских воинов, но готов довольствоваться лишь частью, если Великий князь отдаст ему княгиню Устинью (Юлия Пересильд). При этом Тенгри в дар князю Ярославу оставляет юную Наргиз (Аружан Джазильбекову)…
"Хотя действие происходит на Руси в конце ХIII века, по жанру "Золотая орда", скорее, фэнтези, чем реалистичная историческая драма, все герои фильма вымышленные, — рассказывает Елена Денисевич. — Вряд ли кто-то из наших современников обладает абсолютно достоверным знанием заявленного нами исторического периода. За прошедшие века история переписывалась несчетное количество раз – описания событий давно превратились в легенды. А уж их интерпретации – тем более. Тем не менее, работая над сценарием, мы изучили огромное количество справочной и исторической литературы, пообщались не с одним консультантом, то есть в части истории и быта прошли большой исследовательский путь. И только после этого стали фантазировать на выбранную тему. Мы не ставили своей целью наведение некоего своего порядка в истории, у нас нет каких-то новых и личных прочтений существующих фактов, мы фантазируем по другому поводу: нас больше волнуют художественные предположения о том, какие люди жили в это время, чем они отличались и чем были похожи на нас.
В этот момент Тимур Алпатов объявляет готовность номер один, вся съемочная группа снова усаживается на свои места и замирает.
"Тишина! Кто там кашляет?! Тишина! Поехали", – говорит режиссер и все моментально затихают. Нельзя даже переступить с ноги на ногу – полы предательски скрипят.
В кадре на двух мониторах снова появляются князь, его жена, сын, воевода, митрополит… И хотя я уже был к этому готов, все равно вздрогнул, когда тишину буквально разрезал крик Радмилы: "Будь проклят этот народ, который принес нам столько горя!"
Никакой грязи и штампов
Перед тем, как приступить к съемкам, у картины было несколько исторических консультантов. "Выслушав третьего, я понял – хватит, – рассказывает режиссер Алпатов, как только выдается свободная минута. – Каждый из них вел в свое русло, каждый говорил, что монголы были такими, или, наоборот, такими. Не поймешь, что происходило на самом деле. Для себя я взял за основу слова художника Сергея Микульского, нашего специалиста на проекте по историческому оружию, который 25 лет изучал эту тему. Он объяснил мне, что у нас имеется ложное представление о том, что орда — это дикие кочевники, грязные, необразованные. Конечно, были пастухи, воины, которые не могли себе позволить часто заниматься гигиеной. Но в своем большинстве это были представители высшей расы, воспитанные люди, хорошо выглядящие, которые ухаживали за собой, несли свою культуру из Китая. Очень неправильно, как сказал мне Сергей Микульский, показывать их дикарями. Это мне показалось интересным и захотелось передать в фильме".
А тем временем в палаты из опочивальни стали заходить артисты, которых отпускал режиссер.
"Это большая актерская удача, радость попробовать себя в таком историческом фильме, – говорит Светлана Колпакова, присаживаясь возле меня. – Здесь такое широкое поле для творчества. Роль у меня сложная – очень много внутренних психологических затрат. Мне же приходится сохранять семью, потому что мой муж, князь, говоря современным языком, мне изменяет. И встает вопрос, мириться с этим или нет? Когда я прочитала сценарий, то сразу решила, что ради такой роли можно от многого отказаться. Образ Радмилы так хорошо прописан и так много событий почти в каждой сцене – здесь есть, где играть, по-актерски тратиться. Это очень ценно. И лестно, что меня попробовали в таком драматическом качестве, в роли трагедийного характера".
Едва мы успеваем поговорить с Радмилой, как режиссер командует: "Так, все! Тишина, тишина. Мотор!"
И тут из кадра выходит Аружан Джазильбекова, она же красавица Наргиз, подаренная князю Ярославу. Переглядываемся, но ждем, когда Тимур прокричит: "Снято!"
"Обычно меня видят в роли таких сладких героинь, а тут сделали совсем другое предложение. Пришлось отойти от "ванильного" образа и стать дерзкой, храброй, бесшабашной девушкой, — рассказывает Аружан, когда мы с ней выходим из княжеского терема и садимся воле выстроенной здесь же юрты, в которой молотками стучат рабочие. — Прежде чем мне позвонила кастинг-директор Лика Леонидзе, я слышала о проекте "Золотая орда" и, естественно, когда в телефонном разговоре она сказала, что меня тоже видят в этом проекте, у меня бабочки заиграли внутри, я прыгала до потолка. Подумала, что было бы здорово поработать с таким материалом".
Кстати, княжеские палаты – это уже финальная часть съемок. До того, как начать работу в павильоне, актеры снимались на "натуре". В Крыму для "Золотой орды" выстроили дворец хана Берке, а в московском лесопарке "Лосиный остров" – деревянный город площадью 10 тысяч квадратных метров в натуральную величину, с деревянными избами, баней, княжеским теремом и храмом.
У вас ус отклеился…
Пока говорил с Аружан, обратил внимание, что она практически не накрашена. А ведь точно – какая косметика в XIII веке?! Как только прозвучало слово "Снято!", возвращаюсь в княжеские палаты, чтобы пообщаться с художниками по гриму.
"В целом, грим для каждого героя создается, исходя из его характера. Мы старались делать образы максимально естественными. Конечно, мы их чуть-чуть подкрашиваем, глаза выделяем, губы, щеки, – поясняет Елена Аршинова. – Но это с женщинами. С мужчинами сложнее – там и парики и бороды, и времени на подготовку уходит больше".
Снова звучит слово: "Тишина!", и я отмечаю про себя, что за несколько часов уже привык к этому ритму. Теперь нужно дождаться, когда снова можно будет двигаться, и выйти из павильона, чтобы заглянуть в костюмерный департамент.
До него нужно прилично идти – через тот самый длинный коридор с дверями по обе стороны, ведущими в съемочные павильоны, почти к выходу. Когда же дохожу до костюмерного департамента, то сразу попадаю в громаднейшую гардеробную. На десятках передвижных стоек развешаны самые разные исторические костюмы, в углу они становятся двуярусными, на столах разложены мечи, доспехи, кольчуги, украшения, специально состаренные кожаные ремни и прочие вещи. Ко многим костюмам приколоты бумажки с именами героев и условными обозначениями: "Владимир страдания", "Радмила 12.24", "Борис 2.9", "Матрена"…
"Вообще, кино — дело коллективное, это как звенья одной цепи. И от художника по костюмам тоже очень многое зависит, ведь его работа хорошо видна в кадре, — встречает меня художник по костюмам Мария Юреско. – Поскольку "Золотая орда" – проект большой, костюмов у нас тоже большое разнообразие, около двух тысяч. От пяти до десяти на каждого актера. Хотя раньше, когда начинались съемки первых исторических сериалов, так не увлекались. Если был придуман интересный образ, его фиксировали одним-двумя костюмами. Но со временем мы стали подглядывать за красивыми западными сериалами, и теперь стараемся соответствовать. При подготовке к "Золотой орде" мы брали идеи с гравюр того времени, икон, музейных экспонатов, советовались с консультантами. Часть костюмов отшивали, что-то арендовали. Например, на "Мосфильме" взяли несколько костюмов, которые снимались еще в фильмах "Руслан и Людмила" и "Садко".
Задаю Марии Юреско вопрос, который меня всегда интересовал: "А если герой падает в грязь, его "убивают", и наряд серьезно страдает, но нужно снимать очередной дубль, что делать в этом случае – иметь про запас несколько одинаковых костюмов?"
И рассказывает интересные детали о кольчуге, которую носит большинство героев в этом фильме. Оказывается, в кино они есть двух видов. Кому повезло, носят облегченный вариант из алюминия, а кому нет – из стали. Вес такой кольчуги начинается от 12 кг.
"У нас Сережа Пускепалис – герой, конечно. Ему достались настоящие металлические доспехи и стальная кольчуга. И он снимался, протерпел в них весь фильм, его полный боекомплект весил порядка 40 кг. А еще и лошадь Сережи одевали в латы…", — рассказала Юреско.
Выматывают не битвы, а психологические сцены
Возвращаюсь в павильон №12, попадаю в перерыв, и в полутьме терема как раз сталкиваюсь с бородатым воеводой – Пускепалисом. "Говорят, вам досталось на площадке – пришлось играть в стальной кольчуге?" — задаю ему вопрос.
"Моя роль вообще требовала определенной подготовки, потому что мы и на конях скачем, и на мечах сражаемся. А мой меч и вправду весил 8 кг, кольчуга – 12, – говорит актер. – Я вам больше скажу: именно на съемках "Золотой орды" я впервые сел на лошадь, так что пришлось подучиться…".
В перерыве я подхожу к Александру Устюгову, который впервые за этот день вышел из княжеской опочивальни – чтобы узнать и его мнение о "Золотой орде".
"Это фильм очень сложный. И потому что он костюмирован, и потому что нужно создавать эпоху, о которой у нас нет ни малейшего представления. Все, что мы о ней знаем, связано, как правило, с другими фильмами, книгами, учебниками по истории. Сумбурные отрывки, из которых мы пытаемся создать убедительную жизнь на экране. В этом и есть сложность, — делится актер своими впечатлениями. – А вот битвы для меня были не очень сложны. По крайней мере, пока позволяют физические силы и возраст. Скажу даже, что мне это легко и нравится. Труднее играть психологические сцены. Это очень не просто, когда на протяжении всего 12-часового рабочего ты должен поддерживать в себе мощное эмоциональное состояние. А ведь каждая сцена снимается не один раз, как это видит зритель на экране, – вместе с репетицией выходит и по двадцать…".
Расставаться сложнее, чем возвращаться
Пока актеры и съемочная группа собираются на обед, снова подхожу к креативному продюсеру Елене Денисевич. "До окончания съемок осталось всего несколько дней. Наверное, вы радуетесь, что сможете, наконец, отдохнуть, побыть с семьями?" — задаю ей вопрос перед уходом.
"В эти полгода, что шла работа над фильмом, здесь была наша семья, мы стали настолько родными друг другу, что пока даже не представляю, как будем расставаться. Мы ведь разъезжались после 12-часового рабочего дня по домам только для того, чтобы прикорнуть слегка и снова вернуться. Поэтому могу сказать, что все киношные семьи — самые мужественные семьи на земле. Они живут с нами в одном режиме, мучаются, ждут окончания проекта. Мы в конце проекта, расставаясь, плачем, а они начинают радоваться, потому что к ним возвращаются мамы, папы, жены, мужья…", – рассказала она на прощанье.
И тут я понял, что даже мне после всего лишь одного дня, проведенного в этой атмосфере, жаль уходить из княжеского терема и покидать съемочную площадку – атмосфера здесь и вправду по-семейному теплая, а все, кто работает над фильмом, – актеры, режиссеры, операторы, осветители и рабочие – настроены очень дружелюбно. Наверное, именно в такой атмосфере и могут рождаться по-настоящему интересные и захватывающие фильмы. Но об этом мы узнаем только через год, когда "Золотая орда" выйдет на экраны.