АСТАНА, 31 янв — Sputnik, Сергей Ким. Российский блогер Илья Варламов вновь критикует Алматы. Проблемы, на которые он обратил внимание в первый свой приезд в 2014 году, не решены, а пешеходную улицу Панфилова можно было сделать лучше за те же деньги, считает он.
"Как у вас было хреново с пешеходной инфраструктурой, так все и есть", — заявил он на встрече с казахстанскими журналистами: до этого блогер успел прогуляться по городу и набраться впечатлений, преимущественно негативных.
Гость рассказал Sputnik Казахстан о том, почему его не устроила пешеходная улица, зачем он хочет увидеть акима Алматы, спускающимся в подземный переход на проспекте Абая.
"Посмотрите на любые пересечения ваших велодорожек с дорогами автомобильными. Я прошел сегодня от своей гостиницы до улицы Панфилова и посмотрел разные велодорожки. Нет ни одного нормального перекрестка. Они все небезопасны. Вообще, город очень опасный, прямо очень опасный. Надо посмотреть статистику ДТП, но я уверен, у вас очень много людей погибает на дорогах. Город очень опасный, потому что все перекрестки, все переходы сделаны неправильно", — ответил Варламов на вопрос о своих впечатлениях от прогулки по городу.
- Можете конкретизировать?
— Так делать нельзя: когда идет велодорожка, особенно, когда она идет под уклоном, и человек катится с горы, пересекая дорогу без светофора, должны быть какие-то меры по успокоению траффика, если мы говорим про ваши основные улицы. Улицы очень широкие, и парковка никак не администрируется – машины паркуются прямо на пешеходных переходах, из-за этого велосипедисты и пешеходы вылетают на дорогу, водители их просто не видят.
- Что с улицей Панфилова не так?
— Она очень странно сделана в плане зонирования. Я до сих пор не понял, по какому принципу там высажены деревья – очень хитрая схема; по какому принципу расставлены лавочки. То есть это все очень случайно. Я кстати, не понял, почему у вас фонари светятся днем – у вас выключатель сломался или много денег?
- То есть пешеходная улица Панфилова вам не понравилась?
— Само существование улицы Панфилова – это плюс. Значит, есть какие-то сдвиги, есть понимание, что город должен развиваться в этом плане. Я просто вижу, что за те же самые деньги можно было сделать гораздо лучше…
- Лучше в чем?
- Если бы вы консультировали наш акимат, что бы вы посоветовали сделать?
— Я бы посоветовал пригласить людей, которые умеют это делать. Это большая проблема, потому что… Я сразу предупреждаю, что говорю это из опыта общения с чиновниками в России, а вы для себя решайте, так это или не так. Большинство чиновников считают, что вопрос архитектуры, вопрос проектирования — это что-то такое, что всем понятно, и они могут это сами делать. То есть если речь касается медицины, то человек идет к врачу и доверяет этому врачу, если он не сумасшедший поклонник гомеопатии и святой воды. Он доверяет врачу, и когда вы приходите к зубному, вы не учите зубного как зуб менять. Вы открываете рот и молча сидите, не давая даже советов.
Если вы посмотрите те решения, которые принимаются у вас, это все по советским учебникам, методичкам. К примеру: "Мы "выпилим" ("уберем" – прим.) трамвай!".
Я читал обоснование, когда у вас начали "выпиливать" трамвай, это ровно те процессы, которые происходили в мире 50 лет назад – в Европе, США. Те общественные пространства, которые у вас сейчас делают, это то, как проектировали 30-50 лет назад. Сейчас так не проектируют.
По-моему, у Жванецкого был монолог: "Если в моей комнате одно окно, то его рейтинг 100 процентов, но это не значит, что его вид мне нравится". Поэтому лучшее, что может сделать ваш акимат – обратиться к иностранным специалистам – к американцам, англичанам…
- Ян Гейл приезжал в наш город…
Или, другой вариант, он мог это спроектировать, но потом этот проект извратили до неузнаваемости. Вообще, что касается проектирования, можно посмотреть на пример Астаны. Если вы помните, проектировать туда приглашали и японца – я не помню, Кисё Курокава начинал это делать? Я не помню всю эту команду, но я следил за этим проектом. До сих пор говорят: у нас японцы проектировали. Если посмотреть на то, что проектировали японцы и то, что в итоге получилось, увидишь небольшое, а кое-где и большое отличие. Тем не менее в той же Астане есть очень крутой опыт приглашения иностранных архитекторов, и там есть крутые здания, которые удалось построить. И это хорошо, что такие процессы там произошли.
- Когда-то вы критиковали закрытие трамвайного депо в Алматы и приводили пример западных стран, которые к трамваю возвращаются после долгих лет забвения. Но вот вопрос — есть ли в этих странах троллейбусы? И совсем непонятно, в чем преимущество трамвая перед троллейбусом – тоже электрический транспорт, причем не требующий дорогостоящих рельс?
Я не знаю, как в вашем случае, но в России многие города, которым в советское время метро не досталось, с подземкой сложная ситуация. Потому что те деньги, которые вы условно потратили на метро – вместо одной линии метрополитена могли бы построить огромную разветвленную трамвайную сеть с суперсовременными вагонами, и эффективность ее была бы гораздо выше, чем у одной линии метро. Потому что одна линия метро для города, это, конечно, клево, но от нее мало толку.
- Вы сказали, что единственное преимущество трамвая перед троллейбусом – способность перевозить больше пассажиров. А если запустить по тем же маршрутам больше троллейбусов?
— Трамвай быстрее.
- В нашем случае, он не был быстрее. Он был самым медленным видом общественного транспорта…
- Не кажется ли вам, что опыт европейского городского благоустройства переносить на города постсоветского пространства проблематично не только из-за того, что они изначально были спроектированы по-другому, а еще потому, что горожане сами зачастую не готовы к переменам. Могу привести пример: когда делали пешеходную зону на улице Гоголя, и по проекту архитектора, который этим занимался, надо было снести чугунную ограду парка, общественность восприняла это очень болезненно: парк не трогайте. То есть это вопрос еще и к ментальности…
— Нет проблемы ментальности. Существует проблема работы власти с населением. В плане урбанистики, городского устройства есть огромная проблема с образованием. Люди в этом неграмотны.
А что такое комфортный общественный транспорт люди не знают, потому что об этом им никто не рассказывает: почему микрорайонная застройка хуже, чем квартальная, почему троллейбус лучше, чем автобус, почему в городе не должно быть подземных переходов. И если ты сейчас на улице Абая скажешь: "давай зароем подземные переходы", вполне возможно, что условно с вилами к акимату придут люди и скажут: "переход не трогать!".
У вас есть велопрокат, очень замечательный, в отличие от Москвы, он круто работает даже зимой. Но когда ты берешь велосипед — попробуй перейди улицу, спустись в этот переход. 20 килограммов. А если ты девушка? И эти проблемы происходят только потому, что люди не понимают, с ними надо работать, надо объяснять. Проблема коммуникации, она для чиновников очень болезненна, потому что они не умеют объяснять свои действия.
- То есть это вопрос грамотного пиара?
- Вернемся в 2014 год, когда в вашем обзоре Алматы появилось высказывание о белом внедорожнике. Высказывание вызвало бурю негодования, потому что вы назвали любовь к таким машинам "понтами". Вопрос об объективности – ваши посты это же, скорее, заметки туриста, который приезжает на один день, гуляет по двум улицам, — а в тот раз так и было, — и тут же подводит какой-то итог. Насколько это объективно?
— Когда ты приходишь к доктору, а он говорит: "Чувак, а у тебя уха нет! Тебе надо срочно таблетки принять!", а ты такой: "А что ты там за 5 минут выводы делаешь, ты сначала поживи со мной 5 лет!".
Я считаю, что такое поведение неправильное, я считаю, что люди не должны нарушать правила, не должны нарушать свободу других людей. А они на это плюют, потому что человек, покупающий автомобиль, думает, что мир начинает вокруг него вращаться, что он лучше, чем мама с коляской, которая не может пройти по тротуару.