АСТАНА, 29 июн — Sputnik. К остановке реконструкции улицы Гоголя в связи с неприкосновенностью парка 28 панфиловцев призвал на блог-платформе пользователь под ником SKYFALL. Блогер подкрепляет протестное высказывание фотографиями и видео вспаханных техникой парковых газонов. Главный аргумент автора — постановление Кабмина 1993 года, где парк признается алматинским историко-архитектурным и мемориальным заповедником.
"Строительные работы в парке, включая снос исторической чугунной ограды, строительство дорожек, снос чернозема и газонов, которые сейчас производит акимат, незаконны", — пишет несогласный с действиями городских властей алматинец.
В том, что место для дорожек уже определено, и под них даже срезан пласт газона, фотограф Sputnik Казахстан убедился сам, побывав на месте.
Сотрудники пресс-службы акима Алматы выслали письменный ответ. В тексте описывается проект пешеходной зоны, которая будет проходить с юга на север по улице Панфилова, а затем изгибаться с запада на восток, в том числе по улице Гоголя, граничащей с интересующим нас парком.
Ответ, как сразу можно догадаться, неполный, и вопросы о судьбе Парка 28 панфиловцев остались.
Стать аристократом
Для того чтобы мы получили более развернутую информацию, пресс-служба акима Алматы связала Sputnik Казахстан с разработчиком архитектурного проекта пешеходных зон города Романом Шнайдерманом, который согласился ответить на все наши вопросы.
- Некий автор на блог-платформе ссылается на постановление Кабмина, согласно которому Парк 28 панфиловцев признается историко-культурным и мемориальным заповедником. Вам как архитектору известно об этом?
- Речь о единой архитектурной композиции?
— Они должны сочетаться, "стык" двух территорий должен быть оформлен.
- На проектном эскизе улицы Гоголя видим извилистую пешеходную дорожку. Она пройдет по территории парка или будет на месте существующего тротуара?
— Мы хотим, чтобы улица Гоголя стала большим пешеходным маршрутом от улицы Панфилова, которая станет центральной пешеходной улицей, до Парка Горького (Центрального парка культуры и отдыха — прим.), чтобы можно было комфортно там прогуляться. Во многих местах тротуар очень узкий и не обладает достаточной пропускной способностью с учетом того, что мы хотим еще запустить велосипедное движение. Мы позволили себе два-три метра пройти по территории парка и велосипедные маршруты пустить там. Это идея "дружелюбного парка", который не отделяется забором, а является органичным продолжением тротуара. Это такой подход: с 18-го или 19 веков парки ограждались, потому что вокруг ходили крестьяне-рабочие, войти могли только аристократы. Но сейчас, когда все равны и хотят пользоваться всеми благами, нет никакой необходимости парк огораживать. Не я придумал — этот подход давно применяется во всем мире.
- Парк 28 панфиловцев огорожен по периметру. Вы хотите снести только со стороны улицы Гоголя эту чугунную ограду?
— В рамках моего проекта я делаю улицу Гоголя, поэтому я не вправе выходить за его пределы. Здесь моя зона проектирования, и я парк открыл.
- Сразу за оградой парка начинаются зеленые насаждения. Старые деревья будут вырубаться?
— Ничего вырубаться не будет. Более того, около 300 деревьев в проекте заложено для дополнительной подсадки, потому что там старые больные деревья, они простоят 3-5 лет, 7 максимум. Карагачи, язы и тополя до 40 лет живут в городской среде, они уже на пределе. Мы закладываем новые 5-7-метровые деревья.
Деревья выше, парковок меньше
- Я сталкивался с мнениями алматинцев, увидевших эскизные изображения пешеходных зон после реконструкции. Часто говорят: знаменитые тенистые улицы Алматы видоизменятся, потому что деревья в ваших эскизах очень низкие.
- То есть деревья на эскизах — это некая условность?
— Да, и мы их изображаем или прозрачными, или условными, потому что мне нужно защитить проект, показать, что здесь идет дорожка, зона под вековыми дубами. Мне начинают говорить: "Ты вырубаешь деревья". Но это архитектурные условности, которые приходится при визуализации применять.
- Получается, что проезжая часть на участке улицы Гоголя сузится?
— Что касается автомобильного движения. Там сейчас две полосы − в одну сторону, две полосы − в другую. Но у нас традиционно люди паркуются вдоль обеих сторон. Мы хотим, чтобы две чистые полосы были в одну сторону, две чистые − обратно. Одна будет под общественный транспорт. Парковки мы хотим оставить, но частично. Если они будут в местах, где это позволено, мы их спрячем в "карман".
- Место для этого будет?
— Идеология такая − мы хотим сократить парковочные места примерно на 30-40%. Не будет возможности парковаться на всем протяжении улиц.
— До 90-х годов и в Европе, и в Америке, и в Советском союзе был подход такой: максимально расширяем улицу, даем больше возможностей автотранспорту в ущерб велосипедному и пешеходам. Раньше считалось, что это приоритетный способ передвижения в городе. Но это приводит к тому, что машин становится еще больше, дороги нужно еще больше расширять. В итоге город все равно стоит в пробках, пешеходы жмутся по углам, на велосипедах невозможно ездить. В 90-х годах в Европе проводились большие исследования и подход к проектированию улиц изменился: максимально использовать общественный транспорт и, насколько возможно, использовать пешеходные и велосипедные дорожки.
Здесь был Ян
- Известно, что ваш проект основан на концепции Яна Гейла…
— Сформулирован ряд общих рекомендаций. По нашему городу он провел исследования. Это известный подход и не только его — архитекторы-урбанисты об этом знают. Во многих городах это было реализовано и власти увидели результат.
- Когда мы говорим о неких "европейских городах", которые приводим в качестве примера, какие конкретно города мы имеем в виду? В Европе много городов меньше Алматы по площади, но наш город все-таки достаточно растянутый. И пешком либо на велосипеде, может быть, не всем удобно перемещаться… Учитывалась ли специфика Алматы?
- Планируется создание нескольких пешеходных зон. Улица Гоголя — это первая, которая будет построена?
— Мы одновременно работаем. Это улицы (участки улиц — прим.) Гоголя, Кабанбай батыра, Панфилова, Жибек Жолы, Старая площадь (площадь "Астана" — прим.). Почему были выбраны эти улицы? Здесь много критериев. Улица Панфилова — одна из логично ориентированных с юга на север улиц, где нет интенсивного трафика, вместе с тем она соединяет много городских доминант вроде ГАТОБа, парка Алии Молдагуловой, Старой площади, парка ниже КБТУ, улицу Жибек Жолы.
- Когда будет закончен первый отрезок?
— Все проекты в октябре планируется закончить.
- Вы сами передвигаетесь на машине или на велосипеде?
— По выходным езжу на велосипеде, но сейчас добираюсь на машине. Однако большая часть моих сотрудников приезжает на метро.