Как формируются цены на ПЦР-тесты, маски и лекарства от COVID-19 в Казахстане

© Sputnik / Болат ШайхиновЛекарства, деньги (архивное фото)
Лекарства, деньги (архивное фото) - Sputnik Казахстан
Подписаться
Как формируются цены на ПЦР-тесты, маски и лекарства от COVID-19 в Казахстане, а также кто и как будет это менять - подробное объяснение от главы нового Агентства по защите конкуренции Серика Жумангарина

АЛМАТЫ, 16 окт — Sputnik. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в начале октября поручил снизить стоимость тестирования на коронавирус.

В тот же вечер официальный представитель Минздрава заявил, что это поручение находится за пределами возможностей системы здравоохранения. Тем не менее Багдат Кожахметов выразил уверенность, что стоимость цен на ПЦР в Казахстане снизят.

Работа в этом направлении началась.

"Попытаемся договориться" - Агентство по защите конкуренции

Председатель Агентства по защите и развитию конкуренции Казахстана Серик Жумангарин рассказал, как в стране формируются цены на ПЦР-тесты, медицинские маски и лекарства от коронавируса.

По словам Жумангарина, антимонопольщики с прошлой недели проводят мониторинг цен с целью их дальнейшего регулирования.

"Мы с прошлой недели занимаемся этим. Естественно, это не расследование, а поверхностный мониторинг. Мы исследуем открытие источники информации. Мы сделали краткую презентацию того, что мы наработали за эту неделю", - сказал он на экспертном обсуждении.

Он добавил, что у антимонопольного комитета не было доступа к бухгалтерским документам компании до начала расследования. И его не начали его только по одной причине, заявил Жумангарин.

"У нас нет желания наказывать субъектов рынка. Мы попытаемся с ними договориться, предложим им мягкое регулирование, чтобы в такое сложное время не ставить их на грань банкротства", - отметил он.

Минздрав подготовил предложение по ценам на ПЦР-тесты

ПЦР-тестирование

Рынок ПЦР-диагностики – это "Олимп", Национальный центр экспертизы, Invivo и другие участники рынка. Всего в стране 34 лаборатории. Мощность – 43 тысячи исследований в сутки, но проводится только 18 тысяч. Охват – около 40%.

При этом 61% рынка контролируется "Олимпом", 12% - НЦЭ, 5% - Invivo и 22% - остальные компании.

"Олимп" занимает доминирующее положение. Наш рынок можно назвать олигопольным. Это тот, где есть от одного до трех крупных участников", - пояснил Жумангарин.

В "Олимпе" одно ПЦР-исследование стоит 12 300 тенге, или 29 долларов (ранее было 15 400 тенге), в Invivo - 18 500 тенге (43 доллара), в Наццентре экспертизы – 11 500 тенге (27 долларов).

У Наццентра с апреля цена не менялась. У "Олимпа" и Invivo есть определенная динамика изменения цен. Сейчас у агентства по защите и развитию конкуренции есть данные, что они готовы снизить цены до 12 300 (29 долларов) и 15 тысяч тенге (35 долларов) соответственно.

Цена на ПЦР-тестирование формируется из нескольких категорий:

  • Сырье и материалы. В государственной лаборатории на это тратят 8 840 тенге, в частной – 6 902 тенге.
  • Покупные изделия – спецодежда, перчатки, маски, антисептики. Государственная лаборатория тратит 453 тенге, частная - 1 082 тенге.
  • Оплата труда. Государственная лаборатория тратит 1 382 тенге, частная - 465 тенге.
  • Амортизация. Государственная лаборатория тратит 0 тенге, частная – 1 771 тенге.
  • Прибыль. У государственной лаборатории – 0 тенге, у частной – 1 559 тенге. Это 12,6% от всей суммы.

Такие данные предоставили Агентству по защите конкуренции владельцы лабораторий.

"Эти цифры у нас как у антимонопольного органа вызывают некоторые сомнения. По эталонным расходам красная цена на один тест – 8 870 тенге (21 доллар). Чтобы рассчитать эталонную цену, мы взяли минимальные расходы различных групп компаний", - говорит Жумангарин.

Средняя цена на ПЦР-тесты по миру колеблется от 6 600 тенге (15,3 доллара) до 27 тысяч тенге (63 доллара). В соседних странах цены на ПЦР-тесты ниже казахстанских. К примеру, белорусы платят за исследование 6 600 тенге, кыргызстанцы - 10 тысяч тенге, россияне - 12 600 тенге.

Антимонопольный комитет Казахстана рекомендует компаниям снизить цены на ПЦР до 8 тысяч тенге.

"Все признаки позволяют нам начать расследование. Если мы обнаружим нарушения, то мы до 5% от суммы дохода за год изымем. Так устроено законодательство. Кроме того, будет изъят весь монопольный доход, который компания получит от повышения цены", - пояснил он.

Министру Цою показали новые передвижные ПЦР-лаборатории

Антимонопольщики предлагают участникам рынка договориться и заключить акт антимонопольного комплаенса о проконкурентном поведении. Там компания прописывает все риски и обязуется не нарушать правила конкуренции. Это также внесено в Предпринимательский кодекс.

"Во-вторых, мы предлагаем основным игрокам рынка делать прозрачную торгово-сбытовую политику. Там мы учитываем сырье и материалы, средства индивидуальной защиты, которые используются, амортизацию, фонд оплаты труда, рентабельность. Делаем это прозрачным, чтобы все потребители знали, как формируется цена", - указал глава антимонопольного комитета.

Медицинские маски

На сегодня объем производства масок в сутки – 1,2 миллиона штук. При этом максимальная суточная потребность – 14 миллионов, минимальная – 3,6 миллионов.

"У нас есть дефицит от 2 до 12 миллионов штук. C точки зрения конкуренции рынок идеальный - девять больших компаний-производителей. Они занимают долю рынка от 5% и выше. Этим производителям надо просто помочь: закупить недорогое сырье, дать послабления", - считает Серик Жумангарин.

Алматинская компания MAG производит маски по 13 тенге – это самая низкая по стране. "Дольче фарм" в Талдыкоргане производит по 52 тенге – это самая высокая цена. Разбег цены составляет ровно 400%, разница существенная, отмечают антимонопольщики.

В Казахстане установлены предельные розничные цены на маски

Себестоимость маски так же, как и в случае с ПЦР-тестами, состоит из расходов на сырье и материалы, оплату труда, амортизацию, прочие услуги и прибыли компании.

"Структура цены непрозрачная. Чтобы узнать точно, нам нужно открывать расследование, выходить на этот рынок. Но нам не хочется его делать, так как с точки зрения конкуренции рынок идеальный – огромное количество производителей, обладающие малыми долями на рынке. Доминантов нет. Этот рынок лучше не трогать", - считает глава антимонопольного комитета.

Он добавил, что предельная розничная цена на маски в период режима ЧП была 118 тенге, сейчас - 85 тенге с плавным понижением до 60 тенге. При этом государство также обозначило свое влияние. Оно регулировало цены на средства индивидуальной защиты.

"У нас есть такое правило: если цена где-то регулируется государством, то антимонопольный орган туда не идет. Мы ее не можем трактовать", - пояснил Жумангарин.

В других странах цена на производство одной маски колеблется от 22 (Китай) до 476 тенге (Франция) тенге. В России производство одной маски стоит 25 тенге.

Антимонопольный комитет внес ряд предложений по регулированию цен на маски:

  • отмена розничного ценового регулирование на маски, так как оно подталкивает цены к повышению;
  • легализация и вовлечение в оборот "серого" импорта масок, имеющего сертификаты иностранных производителей;
  • разработка комплаенс-системы и торгово-сбытовой политики (порядка формирования цены);
  • вменение в обязанность для крупных торговых сетей и супермаркетов иметь набор для бесплатной раздачи масок.

В России появятся деньги, на которых изображены врачи в масках

Цены на лекарства при COVID-19

Серик Жумангарин отметил, что в Казахстане достаточно дорогие лекарства от коронавируса. В той же России они почти в два раза дешевле. При этом в Казахстане предельные цены на лекарство устанавливает государство.

"У нас с Россией достаточно ощутимая разница цен на лекарства. К примеру, если взять "Тромбо Асс", у нас предельная розничная цена 630 тенге (1,4 доллара), в России – 190 тенге (0,4 доллара). "Ксарелто": в России - 19 600 (45,6 доллара), у нас – 27 600 тенге (64,3 доллара)", - рассказывает Серик Жумангарин.

По его словам, все это происходит еще на уровне регистрации лекарств при их завозе в страну.

Медведев предложил бесплатно давать лекарства россиянам

"Выбирается список референтных стран, с которыми сравниваются цены. Но у нас от референтных стран цена средневзвешенная, а в РФ – минимальная", - говорит он.

Однако, говорит Жумангарин, надо учитывать тот факт, что российский рынок коммерческий и большой, а в Казахстане он маленький.

"Чтобы каким-то образом заинтересовать, мы должны давать лучшие ценовые условия", - уверен глава антимонопольного комитета.

Он продолжил, что в России есть различного рода надбавки, которые идут на основе затратного метода (налоги, прибыль, экономически обоснованные затраты).

"В Казахстане есть шкала регрессионных надбавок от 10-21% на оптовом рынке и от 10 до 55% на розничном, которые формируют общую цену", - сказал Жумангарин.

Гражданскую авиацию и Казпочту привлекут к доставке лекарств

Он предлагает немного подкорректировать методологию и позволить антимонопольному органу активно участвовать в регулировании цен.

Лента новостей
0