"Война бесконечности" — девятнадцатая картина из вселенной Мстителей, и наиболее жестокая (неслучаен рейтинг 16+), наиболее приближенная к реальной жизни, если, конечно, так можно говорить о комиксоиде. Рефлексию на тему отцов и детей, комплексов родом из детства, а также чувств долга и вины мы у Marvel видели не раз — многократно эти моменты повторяются и в "Войне бесконечности".
Фактически "Война бесконечности" сталкивает Запад и Восток в их понимании устройства государства, общества и нравственности. Западная демократия с догматом о превалировании ценности человеческой жизни над всем остальным и восточная тирания с постулатом "Неважно, сколько жизней положим на алтарь, главное — результат".
Фильм начинается без раскачки, с экшн-сцены, в которой Тор, Локи и Хеймдалль пытаются помешать Таносу завладеть третьим камнем бесконечности, и в дальнейшем динамика будет только нарастать. Танос тут же отправляет за двумя другими камнями своих подручных в Нью-Йорк и Эдинбург, где им будут противостоять Железный человек, Доктор Стрэндж, Человек-паук и Халк, а также Вижен, Капитан Америка, Воитель, Черная вдова, Алая ведьма, Сокол. Затем к противостоянию подключатся Стражи Галактики, Черная пантера и Зимний солдат. В общем, все Мстители в сборе — за исключением Человека-муравья.
Но самое интересное в фильме заключено не в повествовании. И не в мощных батальных сценах. И даже не в том количестве звезд, что собрал актерский состав картины. Самое интересное — в исторических и геополитических аллюзиях, делающих "Войну бесконечности" интеллектуальным (для стандартов развлекательного кино, конечно) и, на удивление, актуальным фильмом.
Главная заслуга в этом принадлежит Таносу. Основной недостаток комиксоидов, особенно тех, что выпускают конкуренты Marvel из DC Comics, состоит в излишней примитивизации оппонентов супергероев. Мы всегда помним протагонистов, но очень редко тех, кто противостоял им в каждом конкретном фильме. Таноса забыть невозможно.
Чуть ли не впервые во вселенной Мстителей появляется не просто умный, но по-настоящему противоречивый злодей. Им движет не примитивное желание разрушить все и убить как можно больше землян и прочих разумных и не очень существ. Он движим благой целью. По крайней мере, в его понимании. Он хочет спасти мир, а для того, чтобы как минимум половине населения было хорошо, другая половина должна пожертвовать собой. Не добровольно, так по принуждению.
Промежуточным звеном между двумя полюсами выглядит Тчалла — король африканского государства Ваканда, он же Черная пантера. Тчалла тоже вроде как не совсем демократ в силу того, что является неизбираемым правителем-монархом, но, перефразируя легендарную фразу Франклина Рузвельта, "Он, может быть, и диктатор, но он наш диктатор". А кто по фильму лучший друг короля Тчаллы? Правильно, Капитан Америка.
В разных странах зрители, наверное, будут видеть разные прообразы Таноса. В наших широтах наиболее очевидной кажется аллюзия на Иосифа Сталина. И даже риторика, используемая сейчас защитниками Сталина, похожа на ту, что изрекает в фильме сам Танос. Чуть ли не мистического сходства добавляют такие совпадения, как примечательная левая рука (у Сталина "сухая", а Танос носит на ней специальную перчатку с камнями бесконечности) и жертвование собственными детьми (не менее легендарная, чем рузвельтовская, сталинская фраза "Я рядовых на генералов не меняю" и похожий по смыслу поступок Таноса в фильме).
Но в дни, когда даже генсек ООН признает начало новой Холодной войны, лента "Мстители: война бесконечности" смотрится еще и актуально. Танос в прочтении режиссеров Энтони и Джо Руссо — это не только Иосиф Сталин, но и… Владимир Путин. По крайней мере, тот Путин, каким его видят на Западе и в Америке, в частности.
Таноса, кстати, прекрасно сыграл Джош Бролин. То, что он отличный актер, мы знали давно — хотя бы по фильмам "Старикам тут не место", "Железная хватка" и "Буш". Но в "Войне бесконечности" Бролин выполнил сложнейшую задачу. Даже несмотря на килограммы грима, за которыми непросто узнать Джоша, он сумел блестяще отыграть и передать всю драму диктатора, стремящегося к достижению своей цели даже под угрозой полнейшего одиночества.