"Темные времена" — фильм одновременно типичный и нетривиальный. Его можно назвать классическим байопиком, но при этом действие умещено в два десятка дней одного месяца 1940 года. Это фильм о войне, причем без единой батальной сцены. Происходящее на экране держит в напряжении все два с лишним часа, хотя ты заранее знаешь исход. Оторваться от происходящего практически невозможно, несмотря на то, что большую часть хронометража составляют диалоги. В "Темных временах" отличный актерский ансамбль, но солист, держащий на себе всю эту кинематографическую махину один – блистательный Гэри Олдмен. Режиссер Джо Райт не превзошел сам себя, но постарался на славу.
Первую известность Райт приобрел после своего кинопрочтения "Гордости и предубеждения" Джейн Остин, но по-настоящему прославился после драмы "Искупление", чье действие происходит на фоне Второй мировой войны. И вот, новое обращение к теме – на этот раз больше историческое, нежели художественное. Написанное вовсе не значит, что "Темные времена" — документалка. Но эффект погружения, благодаря работам Гэри Олдмена, художественно-постановочной части и самого Райта достигается потрясающий. Ты как будто на самом деле находишься в знаменитых военных комнатах Черчилля, где сейчас устроен музей, и наблюдаешь за заседаниями военного совета в исполнении прекрасных актеров.
Но главное в "Темных временах", конечно же, не антураж. Создай какую угодно атмосферу, без качественного актерского состава это будет не более, чем декорации. У Райта все на своих местах – от эпизодников до исполнителей ролей второго плана, включая Бена Мендельсона (король Георг VI), Кристин Скотт Томас (жена Черчилля Клементина), Лили Джеймс (секретарь Черчилля Элизабет Лейтон). И, конечно, Гэри Олдмена.
Черчилль в исполнении Олдмена – это внешне непробиваемый железный человек, остающийся человеком сомневающимся и даже ранимым. Олдмен находит баланс, чтобы не показать своего героя смешным, когда он ластится к жене, или когда та называет его Поросенком, и одновременно не превратить Черчилля исключительно в машину по производству жестких политических решений. Изумительно сняты все сцены с легендарными выступлениями Черчилля в парламенте и, конечно, сцена в вагоне метро, когда не знающий, какой путь выбрать – воевать или идти на перемирие с Германией? – премьер спускается в подземку. Сцена эта выдумана (пусть Черчилль действительно регулярно ходил в народ), но она очень органично вплетена в общее повествование. "Темные времена" — это еще и урок нашим кинематографистам. Урок того, как надо снимать фильмы о ключевых личностях страны, не вызывая результатом оторопь или смех.