Раз в несколько лет на отдельных казахстанских кинематографистов нисходят откровения. Им вдруг чудится, что посредством своих творений они сейчас как выскажутся, как предъявят собственное видение мира, и тут же всем разъяснят, как минимум, смысл жизни. "Облако на крыше" пытается выдать себя за философскую драму, хотя создатели фильма на премьере поименовали его "первым казахстанским урбан-фэнтези". Урбан, то бишь, город и его жители есть, с фэнтези небольшой напряг (все-таки нужны собственные миры, а не простенькие аллюзии на бога, дьявола и ангелов), а с первым казахстанским, как обычно, вышло передергивание. Если уж говорить об урбан-фэнтези – опять же с солидной натяжкой, то вспоминается лента "Джокер" Талгада Жаныбекова пятилетней давности, где, как и в "Облаке на крыше", тоже было немало психоделики – с экстрактом из василиска, сенсеями и умными мыслями примитивного уровня.
Непосредственно перед премьерным показом исполнитель главной роли Диас Азимжан и дебютирующий в полном метре режиссер Али Шер Сулеймен, "в миру" Алишер Сулейменов (актер, когда-то снявшийся в "Тризне" и "Дон Кихоте моего детства"), интриговали. Дескать, нужно внимательно смотреть фильм, по всему действию раскиданы разнообразные знаки, поначалу будет ничего непонятно, но в финале пазл сложится. Создалось впечатление, что сейчас подадут очень сложную драму с массой загадок, разобраться в смысле или даже смыслах которой, возможно, не удастся. На деле же оказалось совсем простенько. Впрочем, если по трейлеру действительно было непонятно, о чем фильм, то после просмотра все стало на места.
В "Облаке на крыше", прежде всего, отмечу оператора-постановщика и художника. Искандеру Нарымбетову удалось снять эту разрозненную историю так, чтобы хоть какой-то зрительский интерес к происходящему на экране сохранялся, благодаря неожиданным планам и ракурсам. И его работа позволяет, по сути, бессюжетной картине обладать минимальной целостностью, в нескольких сценах приближаясь к видео-арту. Ринату Шашубаеву пришлось отвечать за фэнтези-компоненту, пытаясь совместить ее с алматинской реальностью, потому что больше ничего фантазийного в фильме нет.
Следующий "пласт" смыслов созвучен с другим детским произведением – песней "Прекрасное далеко" из фильма "Гостья из будущего". "Я клянусь, что стану чище и добрее и в беде не брошу друга никогда", — краткая суть нескольких монологов Администратора, обращенных к своему внуку. Роль Администратора, в котором сложно не заметить аллюзию на бога, Али Шер Сулеймен скромно отдал себе. Занятно при этом, что святая троица в "Облаке на крыше" имеет прогрессивный вид Отца, Дочери и Внука.
К счастью, длятся все эти мудрые наставления чуть более часа. Насколько при этом пострадал государственный бюджет (а фильм снят при финансовом участии "Казахфильма"), неизвестно.