АСТАНА, 26 ноя – Sputnik, Асем Миржекеева. В лексиконе русскоговорящих очень много устойчивых выражений, связанных с той или иной профессией. И довольно часто употребляется в разговоре укоризненное "ругаешься, как сапожник". Герой нашей очередной публикации про профессии категорически не приемлет, когда его называют сапожником. Интеллигентно поправив незнающего, он заметит: "Я мастер по ремонту обуви".
Как оказалось, по всей Астане днем с огнем не сыщешь мастера по ремонту обуви, который с удовольствием бы побеседовал с журналистом о своей профессии. В ходе поисков человека, который знает об обуви все, встречались недовольно бурчащие, с легким алкогольным амбре, снобы из столичных торговых домов и даже лишенные от природы дара речи.
Недельные поиски привели в микрорайон Целинный, где среди серых "хрущевок", стоит маленькая будка с подписью "Ремонт обуви". Местные жители уже семь лет бегут за "скорой помощью" к всегда улыбающемуся спасателю обуви.
Когда-то неисповедимые пути советского прошлого привели Азиза Мурадова из горного Азербайджана в степные просторы Казахстана. Уже здесь он освоил далеко не модную, но очень нужную каждому человеку, несмотря на достаток и должность, профессию — обувных дел мастера.
"С превеликим удовольствием поговорю с вами", — растянувшись в улыбке из-под густых усов, с характерным кавказским акцентом сказал наш собеседник.
Усадив на обшарпанный диван в своей каморке, он отложил очередную пару обуви до востребования и принялся рассказывать о работе.
- Для того чтобы быть сапожником, нужно специальное образование?
- Ручной труд очень ценен во всем мире…
— В народе говорят: "Друг смотрит в глаза, а враг – на ноги". То есть обувь должна быть настолько удивительно красивой, чистой, хорошо сделанной, что когда враг посмотрит, позавидует. Вот наша работа — сделать так, чтобы враг завидовал. У нас в Казахстане почему-то не ценится работа наша. Не знаю, почему так. Любой мастер делает свою работу по технологии. Его труд должен справедливо оцениваться. А у нас когда говоришь цену, люди не понимают, потому что не знают этот труд. Каждый мастер по обуви должен знать, как обращаться с ней, какую технологию применить, чтобы потом человек ушел довольный.
- В таком случае справедливо будет спросить, сколько вы зарабатываете, скажем, в месяц?
— Я не считал, сколько зарабатываю в месяц. А в день бывает пять тысяч, а бывает – 25. Самое большое заработал — 37 тысяч тенге.
— Все народы носили обувь и у каждого народа были сапожники. Но, видимо, только кавказцы обратили больше внимание на это. Шучу. Может быть, денег больше было на обувь? И мы смекнули, что на этом можно зарабатывать. Мы же умеем делать хорошо и получать за это деньги.
- Часто в ремонтных мастерских наклеены объявления с текстом, что обувь надо приносить чистой. Все следуют этому правилу?
- Как часто приходится доказывать клиентам свою работу или ругаться?
— В этом районе я работаю уже семь лет, а в этой профессии – больше 30. За семь лет, честно говоря, я только "спасибо" и слышал. Понимаете, моя работа – это мое имя. Я должен делать свою работу так, чтобы люди потом сказали мне "спасибо" и вернулись снова к моей мастерской.
- А какую больше любите делать обувь – мужскую или женскую? При этом какие материалы используете?
— Конечно, женскую. Не могу сказать, почему так. Может быть, потому, что я обожаю женщин. С женской обувью надо обращаться также нежно, как и с ее владелицей. Кстати, женщины более бережно относятся к своей обуви, следят лучше и носят дольше. Мужчины же — как попало. Сейчас обувь разная, бывают сапоги и за 800 тысяч тенге. Люди приносят на ремонт, им жалко выкидывать такие дорогие сапоги. Сейчас не то время, когда можно каждый месяц, или даже год, покупать новую обувь. В основном, конечно, идет китайская обувь. А материалы я использую китайского и российского производства.
- Ваша работа участвует в конкурентной борьбе за клиента. Какие секреты маркетинга есть у вас?
- Ваша профессия, безусловно, нужная и важная. Но почему такая непопулярная? Вряд ли молодые люди сейчас стоят в очереди, чтобы обрести навыки мастера по ремонту обуви…
— Семь учеников в этом городе. Кто-то из них работает и зарабатывает на жизнь, а кто-то бросил. Но я верю, что придет время, и эта профессия снова станет популярной. Сейчас люди хотят больше зарабатывать: что-то купить, а потом продать − и руки будут чистыми. Своими руками что-то производить мало кто хочет. Например, мастера обуви, которые с любовью относятся, теряют здоровье. Вот у меня есть маска для лица, я ее надеваю, когда надо точить обувь. Иначе невозможно. Но это чистый труд. Понимаете?