АСТАНА, 16 ноя — Sputnik, Катерина Клеменкова. Сейчас Зарина Шумжанова — молодой ученый, кандидат, доцент в одном из престижных казахстанских вузов. А когда-то она была трудным ребенком, неуправляемым, который дрался по любому поводу и без, не умел писать и считать до третьего класса.
Имя главной героини изменено по ее просьбе
Плыть по течению
После того как в детском доме Восточного Казахстана прозвенел последний звонок, директор привел всех выпускников в финансовый колледж.
Но никто из детдомовских ребят не смотрел так далеко вперед, как директор. Мальчишек и девчонок интересовал только один вопрос: "Как жить сейчас?". Кушать готовить они не умели, финансами распоряжаться тоже не умели, поэтому все встали и ушли, даже экзамены сдавать не стали. Весь выпуск дружно отправился прямиком в СПТУ, где было пятиразовое питание, общежитие и даже казенная одежда, а после камвольно-суконного училища можно идти работать на камвольно-суконный комбинат…
Скорее всего, Зарина так и продолжала бы плыть по течению, если бы не перестройка, когда все заводы, фабрики и комбинаты в Казахстане закрылись.
Кому я нужна?
Три подружки-детдомовки остались на улице — под дождем, без работы и без комнаты в общежитии, с тремя маленькими сумочками, где умещались все их личные вещи.
"Мы сидели на лавочке под дождем с кульком семечек, а все возвращались вечером с работы и спрашивали нас: "Что сидим?". Мы отвечали, что общежитие закрыли, комбинат закрыли и нам просто некуда идти", — рассказывает Зарина.
Старшие сотрудницы комбината разобрали девочек, как котят: сначала забрали одну, потом вторую. Зарина осталась одна.
В тот дождливый вечер Зарина вспомнила, как в четвертом классе она с друзьями разбирала подарки в кабинете у заведующей. Тогда они залезли в шкаф и каждый нашел свое "Дело". Дети были в шоке, когда узнали, что кого-то нашли на помойке, кого-то завернутым кульком оставили на проезжей дороге, двух сестренок бросили в лесу.
От Зарины мама отказалась сразу, как только она родилась. Девочка нашла ее адрес и написала: "Я учусь на тройки, у меня есть подружки, вы меня заберите, я вам буду мыть посуду и полы".
Ответ был коротким: "Здесь такие не живут, сюда больше не пишите".
Метод "взрыва"
У советского педагога и писателя Антон Семенович Макаренко есть такой педагогический прием, называется "Метод взрыва" — мгновенное воздействие, переворачивающее все желания человека и все его стремления, когда человек доведен до последнего предела, до такого состояния, когда вдруг понимает, что дальше так жить нельзя.
…Мокрую до последней нитки девушку забрали поздним вечером.
"Проходила сестра бывшей сотрудницы, она меня спросила, почему я сижу. Я ответила, что мне некуда идти. Она предложила пойти к ней, смотреть за детьми сестры", — рассказала девушка.
Взяв в руки свои пожитки, Зарина пошагала за ней, не замечая ни дождя, ни темноты, но с какой-то взрослой спокойной уверенностью в себе, твердо зная, что это путь в новую жизнь. Именно в тот вечер она твердо решила учиться и стать известным ученым.
История успеха
"Да, мой путь не был выстлан лепестками роз, и никто надо мной не порхал, но я довольна тем, как сложилась моя судьба, и очень горжусь своими успехами, — говорит Зарина. — Я всегда знаю, что ответственность за все, что происходит в моей жизни, я несу сама, и даже рада, что росла в детском доме, потому что таких качеств, как напористость, гибкость и умение справляться с трудностями, опираясь только на себя, я бы, наверное, не приобрела".
"Почему я захотела в магистратуру? Потому что когда начала искать работу, мне все говорили: "У вас неполное высшее, мы не можем вас взять", — говорит героиня.
На все свои сбережения она купила билет на поезд и поехала в Алматы. Когда приехала, выяснилось, что опоздала – прием документов закончился день назад. Но она не вернулась обратно, а пошла к проректору и сказала, что опоздала, но хочет учиться. Под напором девушки проректор уступил.
"Я жила на стипендию, когда училась в магистратуре, и у меня не было возможности купить себе сапоги. Тогда мой научный руководитель подарила мне свои сапожки. Я их очень долго проносила, а после себя еще другой девушке отдала. Столь щедрый подарок я не забываю до сих пор. Вообще, я, наверное, счастливый человек, потому что меня всегда окружают хорошие, добрые люди", – уверена девушка.
Сейчас, когда Зарина хорошо зарабатывает, она помогает сразу двум детским домам – детскому дому №2 в Алматы и Кокпектинскому детскому дому в Семее.
Быть счастливой
Воспитанница детского дома сейчас не просто успешный, но и счастливый человек, и не только потому, что на каждом книжном прилавке можно найти ее труды и у нее много друзей, а еще и потому, что она любящая мать.
"Когда я узнала, что забеременела, мне стало очень страшно. Нет квартиры, да и смогу ли я обеспечить своего ребенка, — делится Зарина. — Но потом решила, что даже если я не смогу дать ребенку корочки хлеба, я всегда смогу дать ему огромную материнскую любовь, которой не было у меня".
Страх и неуверенность снова заставили Зарину действовать. Она пошла в акимат, и ей дали квартиру в аренду. А когда родился ребенок, стала писать книги, зарабатывая себе на жизнь.
А когда выпадает свободное время, она идет в детский дом, потому что главным в своей жизни считает помощь другим. Больше всего ее волнуют будущие выпускники детских домов. Именно их она учит помогать друг другу, но при этом уметь самостоятельно решать элементарные проблемы, не надеясь ни на кого. Ее телефон есть у каждого выпускника, они знают, что Зарина всегда поможет. Условие одно: не жаловаться, а просить совета.