— А сейчас у нас урок письма, — гордо говорила я своим плюшевым игрушкам, когда мне было восемь лет.
Рассадив мишку Тедди, зайчонка Энни и куклу Алису за стульчики, я вооружилась мелом и смело нарисовала на спинке шкафа большую "В".
Смыть свое художество мне не удалось, корявая буква еще долго "приятно" напоминала родителям о моих импровизированных уроках.
Учителем я не стала, и, честно, рада этому. Теперь-то я знаю, что настоящими педагогами должны становиться только те, кто всем сердцем болеет за каждого ученика, видит в детях то, что они сами о себе еще не знают.
Именно такие учителя были в моей самой обычной средней школе.
Моей первой учительницей была Тамара Яковлевна. Добрейшая женщина с пепельно-сиреневатым цветом волос, с искренней улыбкой и понимающими глазами, большой душой и любящим сердцем.
На самом первом уроке 1 сентября она попросила нас написать все слова, которые мы тогда знали, и нарисовать что-нибудь праздничное. Спустя 11 лет на последнем звонке Тамара Яковлевна вручила нам пожелтевшие листочки и тетрадки, исписанные откровенно корявыми буквами.
Я запомнила ее "бесподобно", когда она восторженно рассказывала о своих путешествиях, а она объездила чуть ли не весь Союз. Помню ее забавное "тунеядец", когда она журила первоклассника Витю в очках на первой парте, тревожное "не торопись", когда решала у доски задачку про купленные Васей пирожки.
А еще она научила всех нас вышивать крестиком и вязать крючком. На уроках труда мальчишки и девчонки скрупулезно вдевали ниточку в иголочку, наматывали пряжу на крючок и вышивали праздничный платочек для своих мам с надписью "С 8 марта!". Это было бесподобно.
Потом я перешла в старшие классы, окончила школу, поступила в университет, устроилась на работу. Тамара Яковлевна вышла на пенсию, иногда занималась с учениками на дому, вышивала картины крестиком. А потом у нее случился инсульт.
Однажды я подарила ей связанную ажурную салфетку.
— Вот видите, Ваши уроки прошли не зря, — сказала я. А она, улыбаясь, подарила мне набор для вышивания.
Тамара Яковлевна, у меня с изнаночной стороны не получается спрятать все швы. Я снова все делаю неаккуратно.
Первая учительница занимает особое место среди всех учителей, которые были и, наверняка, еще будут в моей жизни. Она научила гораздо большему, чем просто читать и писать, она нашла и открыла во мне что-то особенное, что потом переросло, увеличилось и стало внутренним "я".
В старших классах у меня появилась Наталья Анатольевна, мой любимый классный руководитель. Педагог, научивший слышать и слушать себя. И верить в свои силы, несмотря ни на что.
Вести уроки для плюшевых игрушек было легко, совсем не так, как настоящим учителям. И мне никогда бы не хватило терпения и мудрости стать педагогом. Мама и дедушка, большую часть жизни проработавшие педагогами, научили уважать эту профессию, часто повторяя: "Учитель − звучит гордо".
Наверное с учетом всех обсуждаемых нововведений когда-нибудь наши школьники не будут так сильно нуждаться в учителе, чтобы освоить новые навыки. Но мне кажется, что еще один человек, способный научить их не бояться делать свой, собственный выбор, никогда не будет лишним.
Спасибо всем моим учителям за ваше умение быть настоящими.