АСТАНА, 20 окт – Sputnik, Асем Миржекеева. Считается, что наравне с общеизвестными древнейшими профессиями мира стоит и профессия повара. История не сохранила источников, которые достоверно указали бы на человека, впервые приготовившего дичь на костре, или назвали точную дату возникновения первого салата. Но, оказывается, в мире ежедневно к рабочему станку под названием "плита" встает более восьми миллионов человек. И сегодня мы хотим побеседовать с одним из них, с самым главным человеком в сети ресторанов Астаны – шеф-поваром Артемом Марченко.
Призвание от предков
- Артем, пожалуй, начнем с самого банального вопроса: как вы стали поваром и почему выбрали эту профессию?
Очень часто готовил в доме наш дедушка, у которого были китайские корни. Это было смешение культур и кухонь. Кстати, говорят, что у моего прадедушки, который жил в Китае, был своей ресторан, а во время революции они иммигрировали в Читу. Получается, из всех наших родственников этот дар достался только мне.
- Когда вы поняли, что готовы посвятить свою жизнь кастрюлям и поварешкам?
— В 25 лет я на шесть лет уехал жить в Германию. Чтобы выучить немецкий язык, я по распределению попал на кухню, где готовил немецкую еду. У шефа были то ли еврейские, то ли греческие корни: он готовил невероятно вкусную еду. Я даже представить себе не мог, что такое возможно. Тогда их еда казалось очень странной, таких сочетаний мы не делали, таких продуктов не видели.
В 2008 году я приехал в Астану. За это время успел поменять работу, отучился на менеджера, ушел из поварского мира, потому что на тот момент думал, что там — мой закат, там мы просто рабочие и расти больше некуда: выше того поваренка, которым был, я уже не поднимусь, мне просто этого не дадут.
Когда я приехал сюда, то я понял, что возможности тут совершенно иные. Да простят мне все повара, но в тот момент в тех ресторанах, куда мы ходили, готовили ужасно. И мне подвернулся случай, когда я вновь вернулся в профессию.
Право называться шеф-поваром
- Лично для меня приготовить еду — все равно, что взять Бастилию. Я не понимаю, как можно часами стоять у плиты и еще придумывать рецепты.
Понимаете, чтобы быть шеф-поваром, ты должен интуитивно понимать, что происходит на твоей кухне, должен научиться выходить из своего астрального тела и смотреть на все, что происходит там со стороны. И судить, как строгий судья.
Сейчас я понимаю, что к должности шеф-повара надо прийти к 30 годам. Когда в 25 лет говорят, что они шеф-повара, мне становится смешно. В этом возрасте еще собой руководить не умеешь… Именно после 30 окружающие понимают, что у тебя уже есть определенный жизненный опыт, знания, и только на этом основании люди начинают понимать тебя и уважать, считаться с твоим мнением.
Столичный клиент – какой он?
- Надо признаться, что мы часто пренебрегаем профессией повара, но приготовить какой-то кулинарный шедевр — кишка тонка. Были ли моменты, когда критика клиента вставала комком в горле, и хотелось насолить ему в прямом смысле слова?
— О, есть такие, признаюсь честно. Самое интересное, что клиент, который больше всего жалуется, все равно приходит снова. Причем жалуется постоянно на одно и то же блюдо, и все равно каждый день его ест.
- Сколько денег готов выложить столичный клиент, чтобы вкусно поесть? Ну, или покритиковать…
— Мы давно определили сумму, с которой человек может расстаться безболезненно. Это от 1500 до 2800 тенге. Но если еды выходит на 3200, то их начинает "трясти".
- А какой он, наш клиент? Опишите.
— До безобразия продвинутый. Наш клиент очень сильно поднялся по уровню. Наши гости часто путешествуют, и им есть, с чем сравнивать. Они стали капризными: то авокадо не такое, то семга несвежая, еще и омары в Дубае намного вкуснее! То есть стали разбираться в еде. Я услышал очень хорошее замечание от амбассадора испанских вин в Казахстане. Она говорит: "Я же понимаю, что вы живете далеко от моря и здесь не может быть такая рыба по вкусу, как на побережье. Вы не можете придерживаться стандартов, которые есть в других странах, но зато у вас очень хорошее мясо".
Почему в Казахстане нет "звезд Мишлен"
— Нет. Знаете почему? У нас нет базы. Если ваше блюдо не сезонное, то звезду Мишлен заберут. И по их требованиям мы должны готовить из местных продуктов. Только сезонный продукт и ничего привозного. Это первый критерий, за который дают мишленовскую звезду. Но в силу наших климатических особенностей мы не можем себе этого позволить. Может быть, только в Алматы. Хотя мы очень хорошо развиваемся, и если также будем развиваться, то достигнем этого уровня. Думаю, что это произойдет не скоро − быстро ничего не делается.
"Экзотика" в меню
- Порой в меню встречаются фантастические, замысловатые и даже странные названия блюд. И возникает вопрос: кто их придумывает? Вот у вас, например, в меню блюдо "Галантина из курицы".
— В любом блюде должна быть загадка. И чаще всего все названия мы придумываем сами. В первые три дня, когда открывается ресторан, надо снимать реалити-шоу. Если это показать в прямом эфире, то сериал "Кухня" просто отдыхает. Когда все приготовишь, наделаешь соусов, потом сделаешь блюдо и начинаешь ему придумывать название. Пробуешь – как же вкусно! Как назовем? Каждый свое название предлагает, я говорю: "Мона Лиза". Спрашивают: "Почему?". Да потому что невозможно от него оторваться! Вот так и придумываем названия. А "Галантина из курицы" – это просто рулет.
Кухонная иерархия
- А страсти на вашей кухне кипят? Любовь, расставания?
— В каждом ресторане своя атмосфера. На нашей кухне всегда весело и дружно. Розыгрышей, как в известном сериале "Кухня", почти нет, их очень мало. Например, когда повара разыгрывают новеньких. Шутя говорят им продувать макароны, иначе они плохо сварятся. Больше не буду рассказывать, а то еще кто-то возьмет их на заметку.
- Если уж мы заговорили о кухнях из телевизора, то вот у мистера Крабса из мультфильма есть секретный ингредиент, который он хранит как зеницу ока. А вот секрет успеха невероятно популярного Джейми Оливера непонятен многим. А у вас есть секреты?
- Не могу не затронуть вопросы гендерной политики. Кто на кухне боги — мужчины или женщины?
Слушайте бабушек!
- Поделитесь с нашими читателями каким-нибудь бабушкиным рецептом?
— Блюда, которые я готовлю сейчас, по большей части связаны с тем гастрономическим опытом, который был у меня в детстве. Я всегда любил сладкое, вкусное. А бабушка рассказывала, что не было сахара, а они запекали тыкву, свеклу. Она мне готовила блюда, в которое входили запеченные тыква и свекла. У меня есть очень много рецептов запеченных корнеплодов, в частности, тыквы. Я научился ее готовить, наверное, на все вкусы мира. Вот она, та самая передача традиций! Всем, кто читает эту статью: слушайте бабуль, перестаньте быть гламурными и начните готовить!
- А что первым надо положить в кастрюлю, чтобы получилось вкусное блюдо?
— Мясо. Хороший и большой кусок мяса. Не надо экономить. И, конечно же, душу! Ее обязательно надо положить, иначе блюдо не получится вкусным.