АСТАНА, 16 июля – Sputnik, Дмитрий Покидаев. В День металлурга, который в Казахстане отмечается, как и во многих странах постсоветского пространства, 16 июля, агентство Sputnik Казахстан предлагает читателю вспомнить, как зарождалась отечественная металлургическая отрасль.
Сначала – рельсы, потом – металл
Окупились ли их инвестиции в производство и в узкоколейку, связывающую завод с магистральной железнодорожной линией до Октябрьской революции 1917 года, история умалчивает, но упомянуть британцев, вложившихся в рискованное предприятие в Великой степи, стоит по двум причинам. Во-первых, медеплавильный завод на базе их производства проработал аж до 1973 года, а на его базе был образован металлургический завод, входящий ныне в состав корпорации "Казахмыс". А, во-вторых, потратившись на узкоколейку, по которой с поселка вывозилась продукция, британские инвесторы показали всем, с какой "вешалки" должен начинаться металлургический "театр".
Казахстан тогда не был окутан сетью железных дорог, которые в тридцатые годы прошлого столетия были основным способом перемещения грузов на длинные расстояния. На тысячу километров территории республики приходился всего один километр проложенных железных дорог. А потому и развертывать мощную индустриальную базу в давно известной своими минеральными богатствами республике без решения этой проблемы тогдашнее руководство СССР не торопилось.
Все для фронта, все для победы
А в 1941 году грянула Великая Отечественная Война – и, пожалуй, именно она стала переломным моментом с точки зрения выхода казахстанской металлургии на первые роли в бывшем Советском Союзе. Во-первых, в ходе войны металлургический потенциал республики был задействован как никогда: не было в те годы в Рабоче-Крестьянской Красной Армии, как именовались советские вооруженные силы до окончания войны, такого вида вооружения, снаряжения и боеприпасов, в производстве которого не участвовали бы казахстанские металлурги.
"Холодная" война – питательная среда для металлургии
Послевоенный период в СССР и в Казахстане как части той страны исключением из этого правила не стал – многие открываемые в республике заводы, в первую очередь предприятия машиностроительной отрасли, изначально являлись заводами двойного назначения. Под это производство требовалось расширение металлургической базы, как и под мирную продукцию – и именно на эти годы пришлось строительство многих флагманов казахстанской металлургии. В частности, Карметкомбината в Темиртау.
Отметим, что история "Карметкомбината" советского периода – это калька развития практически всех металлургических предприятий республики. После создания предприятие модернизировалось и расширялось (22 июня 1973 года на комбинате введен в эксплуатацию цех холодной прокатки листа, 31 декабря 1983 года введена в эксплуатацию первая очередь цеха жести, 27 сентября 1985 года принята в эксплуатацию новая опытно-промышленная установка горизонтальной машины непрерывного литья заготовок в мартеновском цехе №2).
А потом наступили "перестроечные" времена, главным итогом которых стал развал СССР, развал плановой экономики и потеря гарантированного рынка сбыта.
Возвращение к инвесторским корням
Равно как и построенный в 1960 году Павлодарский алюминиевый завод едва ли был конкурентоспособен без инвестированных в его реконструкцию в период с 1994-го по 2004 годы 125 миллионов долларов со стороны на тот момент Евразийской промышленной ассоциации, а ныне Eurasian Resources Group. При этом на металлургические предприятия заходили не только иностранные, но и отечественные инвесторы, как в случае с созданием корпорации "Казахмыс".
И хотя в последние десятилетия те же автомобилестроители норовят удешевить стоимость своей продукции за счет большего использования пластика при изготовлении корпусов машин, металл еще долго будет оставаться "несущей" конструкцией при производстве продуктов множества других отраслей экономики. А это значит, количество людей, для которых День металлурга в третье воскресенье июля в Казахстане и в других постсоветских странах будет оставаться профессиональным праздником, вряд ли уменьшится.