АСТАНА, 9 мая – Sputnik, Тамара Веретина. В годы Великой Отечественной Войны Карагандинская область давала четверть всей продукции тяжелой промышленности СССР. Именно в этот регион были эвакуированы многие крупные предприятия из оккупированных фашистами территорий.
Эвакуационные пункты
Архивные данные свидетельствуют, в течение года в Казахстан эвакуировали около 430 тысяч человек. Почти 23 тысячи из них поселились в Карагандинском регионе.
Из Донбасса и Подмосковья в Караганду в первый год войны прибыло свыше 10 тысяч рабочих и специалистов угольной отрасли. Одну из шахт Караганды возглавил приехавший из Донбасса легендарный шахтер Алексей Стаханов.
В Караганду, Жезказган и Балхаш переехали Кольчугинский завод цветного проката, Ворошиловградский завод имени Пархоменко, перевезено оборудование Киевской ТЭЦ для строительства станции в Темиртау.
В тесноте, да не в обиде
Казахстан в военные годы оказался настоящим островом спасения. Прибывших людей тепло принимали местные жители. Как свидетельствуют архивные документы, расселением людей занималось специальное управление. Жилищно-санитарная норма составляла 5 квадратных метров на 1 человека. Бежавших от войны и голода людей принимали у себя простые карагандинцы, жители дальних поселков, районных центров − делились своим кровом.
Размещенные в Балхаше рыбоконсервные цеха Мариупольского и Керченского заводов положили начало развитию рыбной промышленности в регионе. На озере с удвоенной силой заработали рыбацкие артели.
В эти же годы в Караганде открылись первая обувная и кондитерская фабрики. В колхозах выращивали хлеб, овощи. Это был настоящий железный тыл фронта. И если бы не война, можно было бы говорить о невероятном экономическом подъеме страны. И все это в основном ложилось на хрупкие женские плечи и их детей.
Рассекреченные заводы
Более 50 лет советское правительство держало в тайне деятельность в Караганде двух крупных предприятий — завода им. Пархоменко и Кольчугинского завода цветного проката им. Орджоникидзе. Долгое время считалось, что они работают над изготовлением горно-шахтного оборудования. Однако рассекреченные архивы показали – предприятия выпускали боеприпасы: мины, бомбы и химические припасы. Эшелоны каждый день отправляли на фронт большое количество орудий.
Эвакуационные госпитали
Восстанавливаться после ранения и проходить лечение в Караганду везли бойцов со всех фронтов. Врачи и обычные санитарки работали в сложных условиях. Порой не хватало элементарных бинтов, ваты, гипса, пенициллина и других эффективных лекарств. И тогда на выручку приходили знания и смекалка, делились своими воспоминаниями врачи. Бинты вымачивали в специальных дезинфекционных растворах, а вату заменяла обычная полынь.
На помощь часто приходили дети — ученики 3-4 классов. После школы ребята шли в степь собирать лекарственные травы. Их медики использовали в качестве антисептиков и поливитаминов. Из крови животных на мясокомбинатах изготавливали гематоген – источник железа.
Эвакуационные пункты считались стратегически важными объектами. Поэтому благонадежность врачей и бойцов проверяли спецотделы. В архиве сохранились секретные документы из личных донесений политруков.
К сожалению, в архиве не сохранилось данных о количестве раненых, которых приняли и поставили на ноги доктора карагандинских госпиталей.
"К нам часто обращаются с просьбой найти людей, раненых в годы войны. Возможно, они лечились у нас, но этих данных нет. Пока не знаем, сколько умерло здесь людей, где похоронены. Сколько выздоровело и опять вернулось на фронт. У истории еще много секретов", — уверены в Госархиве.
За самоотверженный труд в годы ВОВ 35 карагандинцев были удостоены звания Героя Социалистического Труда – высшего трудового звания того времени. Среди них врачи, хлеборобы, строители, энергетики, шахтеры, металлурги.