АСТАНА, 28 мар – Sputnik, Дмитрий Покидаев. Премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев потребовал во вторник от министерства по инвестициям и развитию определиться с качеством и перечнем индустриальных проектов, к реализации которых можно было бы привлечь иностранный капитал.
"Список у вас нехороший – бледный какой-то"
"Сейчас все акимы докладывают, что идет хорошо большая работа по повышению производительности труда, — сказал Сагинтаев. – К сожалению, нас эти показатели еще не устраивают, еще очень много работы впереди, поэтому я хотел бы получить точные ответы на вопрос о повышении инвестиций. Есть поручение главы государства по подготовке двух стратегий — по привлечению инвестиций и по экспортной политике. Соответствующие компании созданы, мы несколько раз обсуждали проект новой инвестиционной стратегии нашей страны. Я думаю, Женис Махмудович, по завершению, после того, как мы выйдем на обсуждение их с дипломатическим корпусом иностранных государств, которые находятся в Астане, с нашими инвесторами, которые находятся в стране, потом надо будет большой хурал собрать, еще раз публично обсудить эти документы", — добавил он, обращаясь к министру по инвестициям и развитию.
"Это говорит о том, что нет соответствующей работы по отбору хороших проектов, которые мы могли бы предлагать нашим иностранным инвесторам. Прошу обратить внимание акимов на этот вопрос", — подытожил Сагинтаев.
МИР: причины снижения – девальвация и конъюнктура
У главы министерства по инвестициям и развитию Жениса Касымбека свое объяснение тому, почему производительность труда в стране не растет, а даже снижается. По его словам, проблема в том, что она измеряется в условных единицах. И на этом показателе до сих пор отражается последняя девальвация тенге и последующие курсовые колебания: иными словами, в тенге производительность труда растет, в долларах – до сих пор не может достичь показателей 2015 года.
"По индикатору "Реальный рост производительности труда" показатель составил 131,7% при плане — 101,3%, — прокомментировал Касымбек итоги выполнения целевых показателей программы индустриализации в прошлом году. — В номинальном выражении индикатор по итогам 2016 года в сравнении с 2015 годом снизился с 44,4 до 38,9 тысяч долларов на человека вследствие девальвации. Надо отметить, что это общемировой тренд. При этом, если сравнивать в тенге, показатель по итогам 2016 года к 2015 году увеличился с 9,8 до 13,3 миллиона тенге на человека, то есть в 1,3 раза", — добавил он.
Примерно такая же картина складывается и по отраслевым показателям: в 2016 году произошло некоторое снижение объемов производства в таких отраслях, как металлургия (выполнение плана на 94%, с объемом произведенной продукции на 549 миллионов долларов), химия (72,5%, — 198 миллионов долларов) и нефтепереработка (63,1%, — 755 миллионов долларов). "В основном, все это — из-за падения мировых цен", — утверждает Касымбек.
Тут выход один – предлагать иностранным инвесторам проекты по выпуску продукции, стоимость которой в долларах на мировых рынках не снижается. Но вряд ли у МИР в рукаве есть много таких проектов, поэтому властям остается ждать, когда та же катодная медь вернет себе прежнюю стоимость на мировых рынках – и перестанет быть "бледным" проектом.