АСТАНА, 26 мая — Sputnik, Асем Миржекеева. В Казахстане полномасштабно началась подготовка к созданию "Сакральной карты Казахстана", которая уже сейчас сопровождается жаркими дискуссиями, разного рода предложениями и проблемами.
Что такое сакральное место? Какой ценностью оно должно обладать? Связаны ли сакральные объекты с ортодоксальной религией? Sputnik Казахстан решил разобраться в тонкостях сакральной географии Казахстана в эксклюзивной беседе с руководителем недавно созданного Научно-исследовательского центра "Сакральный Казахстан", кандидатом исторических наук Бериком Абдыгалиулы.
− Берик Абдыгалиулы, перед тем как начать нашу беседу, хотелось бы разобраться в этимологии словосочетания "сакральные места", что вы вкладываете в эту формулировку?
− А как же быть с научно обоснованными подходами?
В общей сложности мы определили так: сакральные объекты – это особо почитаемые объекты природного и культурного наследия, светской и культовой архитектуры, мавзолеи, места, связанные с историческими и политическими событиями, имеющие непреходящую ценность в памяти народа Казахстана и выступающие в качестве символа национального единства и возрождения. Очень длинное определение, как вы заметили. Но оно, скажем так, пока рабочее.
− Чем непосредственно будет заниматься Центр, который вы возглавили?
− Уже известно, какие объекты войдут в реестр "Сакральный Казахстан"?
− Уже сейчас поступают ли предложения о необычных местах, которые могут войти в реестр?
− На мой взгляд, все места поклонения казахстанцев невозможно будет включить в список. Их настолько много на территории нашей страны. Как быть в таких случаях? Ведь для некоторых маленькая могила – это уже сакральное место.
− Полагаю, что необходимо еще раз пояснить, для чего нужна идея "Сакрального Казахстана"? Что она даст нашему обществу?
− В таком случае напрашивается вполне логичный вопрос: как ни крути, но сакральные места так или иначе связаны с религией. Не будет ли означать, что в нашем обществе повысится количество религиозного населения?
− Большинство объектов массового паломничества считаются доисламского происхождения, то есть языческого. Мы возвращаемся к корням?
— Да, очень много тех объектов, которые были возведены до появления ислама на территории Казахстана, но постепенно они были адаптированы населением. К примеру, мы обращаемся к Богу и называем его "Тәңір", но обращаемся-то все равно к Аллаху. И потом, большинство из памятников не религиозного характера. Люди, которые идут к дереву или пещере, просят не у самой пещеры, а у Бога, у Аллаха. Они идут в эти места, потому что считают, что там живут ангелы. В таких "киелі" местах они считают, что там услышат их. Это места-проводники к Богу. Хотя сейчас точно разделить, что религиозное, а что нет – невозможно. По поводу этого можно дискутировать.
− С появлением реестра "Сакральный Казахстан" вырастет и количество желающих посетить так называемые сакральные места. Как вы считаете, поток туристов и паломников не нарушит ли целостность этого места, его порядок, не будет ли он осквернен нашествием туристов, а не паломников?
− В работе над проектом нашего агентства "Сакральная карта Казахстана", мы обратили внимание, что большинство этих мест расположено в Южном Казахстане и Мангистау. На ваш взгляд, какие исторические предпосылки могли повлиять на это?
— Да, в южных и западных регионах сакральных мест значительно больше. Надеюсь, скоро мы получим на это ответ по результатам наших этнографических экспедиции.
− Поделитесь планами работы научно-исследовательского центра "Сакральный Казахстан".
— Сейчас идет сбор информации из регионов. Летом мы планируем выехать в регионы Казахстана с привлечением молодых ученых и краеведов. Планируются интервьюирование и полевые исследования. К концу года планируем провести конференции. Там объявим о результатах исследований, потом думаем провести дополнительные исследования по историографии, по фольклору. Сейчас обсуждается вопрос об издании пятитомника-энциклопедии "Сакральный Казахстан", где будет описан каждый памятник. Мы планируем, если успеем, завершить в этом году первый том.