До сих пор, как бы ни старались ученые, глубина горного водоема не установлена. Эзотерики твердят о портале в параллельный мир через его двойное дно. Народные предания гласят о шабашах чертей, танцах русалок и призраках двух влюбленных. Но известно одно и точно: кто побывал однажды у его берегов, никогда не забудет это место…
Так, по народному преданию, у казаха появились горный массив Бурабай, "седой" Балхаш, извилистый Иртыш, непредсказуемая Сырдарья и многие другие красоты Казахстана. Среди них поднимающийся к синеве посреди степи Каркаралинск с белеющими издалека вершинами.
Русалки, призраки, шайтаны
Нас расселили в барачном здании в нескольких километрах от самого города. Порядка пятидесяти второкурсников мигом рассыпались по территории базы, с любопытством всматриваясь на горы. Надо признаться, что многие из нас привыкли жить в городских оазисах, другие же прибыли из поселков, окруженных только степью. А тут перед наивными взорами развернулся невероятный пейзаж – каменистые горы, будто сложенные одна на другую лепешки и выбивающиеся из них вечнозеленые леса. Десять дней предстояло студентам-желторотикам путешествовать вдоль и поперек Каркаралинского горного кряда.
Подъем начинался в семь утра, умывшись родниковой водой и перекусив незамысловатым завтраком, мы отправлялись в путь. В среднем около 20 километров по июльской жаре гуськом мы шли по проторенным тропам национального парка. Грот, озеро Пашино, Тасбулак, Малое и Большое озеро один за другим врезались нам в память. По дороге мы собирали растения для гербария, наблюдали за юркими белками, фотографировались с ярко-красными мухоморами и пили воду из родников. Большей романтики тогда еще и представить было нельзя.
Навстречу таинственному
"Старики говорят, что на этом озере до сих пор по ночам танцуют черти. Даже святые люди не могут их оттуда изгнать, представляете? А еще говорят, что по ночам на берег выходят русалки и с ними двое влюбленных", — наводя мурашки, описывала она Шайтанколь.
Под впечатлением от небылиц мы отправлялись ко сну. Проснувшись утром, взволнованно собирали рюкзаки. В дорогу нас "обогатили" провизией – банка тушенки, один огурец, буханка хлеба на двух человек и бутылка с водой. Хотя тогда почему-то не было важным наше пропитание: мы шли навстречу приключениям и были сыты этим.
"Осталось немного, и мы придем", — успокаивал нас, уже уставших, экскурсовод.
Тропинка, петляя между лощинами, стала медленно подниматься в гору. Изнуренные, мы шли как будто по ступеням, свитым корнями столетних сосен, но так и не могли добраться к легендарному озеру. Плутая больше часа, и уже в который раз возвращаясь обратно туда, откуда пришли, наш гид наконец-то признался, что запутался.
"Вот видите, шайтаны нас сбивают с нужной тропинки. Они всегда так делают, когда кто-то идет к ним в гости", — еще больше напустив страху и дрожи в коленях, констатировал он.
Вокруг все казалось мрачным и ужасающим, лишь далеко под кроной густого леса просачивались скупые лучи солнца. Пройдя еще около получаса, перед нами наконец открылся величественный каменный котлован с темно-синей водой, в котором будто в темном зеркале под жгучим светилом отражались деревья. Это было Чертово озеро.
Легенда о Сулушаш
Среди огромного количества историй о таинственном Шайтанколе народный фольклор бережно хранит предание о любви двух молодых людей, чьи чувства растворила вода Чертова озера. О ней нам поведал экскурсовод во время пикника на берегу природного котлована. А мы торопились записать в свои блокноты, наполненное романтикой повествование.
"В давние времена жила на белом свете девушка по имени Сулушаш. Отец ее был очень богатым человеком. В их доме трудилась семья бедняков Тезека и Шунак, которые воспитывали сына Алтая. Когда Алтай вырос, он влюбился в байскую дочь Сулушаш. Но бай не разрешил двум молодым людям соединить свою любовь. У Алтая был друг Кайсар, и вот они втроем сговорились бежать", — томно, время от времени задумываясь, рассказывал гид.
Корявым почерком студенты-историки вписывали народное предание, мысленно возвращаясь в глубины древности и представляя, как Сулушаш, восседая на утесе и играя на свирели, услышала рычание льва. Пытаясь сбежать от хищника, она прыгнула воду и та поглотила ее.
"Алтай тоже утонул в этом же озере. Кайсар, не выдержав горя, также бросился с обрыва в воду. С тех пор это озеро, погубившее сразу три молодые жизни, люди стали называть Шайтанколь — Чертово Озеро", — заключил местный гид-краевед.
Он упомянул тогда, что души влюбленных в ночное время выходят на берег, чтобы исполнить свой танец.
Напоследок каждый из нас где-то в глубине души попросил у Шайтанколя исполнить самое сокровенное. Для этого нужно было загадать желание и завязать на дереве у озера, как это делают все посетители Шайтанколя, платочек или ниточку. Отмечу, что именно это дерево уже сильно клонилось к земле от тяжести людских "просьб". В народе его называют аулие или святым, непременно веря в его силу.
Почему назвали природный водоем именно Чертовым, мы так и не поняли: слишком противоречивыми были рассказы наших собеседников и местных просветителей. Но окунуться в жаркую погоду в темно-бурую воду Шайтанколь никто из нас не решился. Наше путешествие к Шайтанколю закончилось под всеобщее молчание. Эмоции были излишни. Однако понятно было одно и наверняка: Чертово озеро обладает какой-то невероятной сверхсилой и особенной энергетикой. Даже спустя годы, по возвращении мыслей к гранитным берегам Чертова озера, по телу пробегают мурашки и, честно признаться, вернуться туда больше не хочется…