Коммерческий кинематограф тоже не остался в накладе. Сразу трех далеко не второстепенных призов удостоился один из самых кассовых (а, возможно, и самый – увы, доподлинно проверить в наших условиях это невозможно) фильмов прошлого года – "Тараз" Нуртаса Адамбая. К примеру, у притчевой драмы "Чума в ауле Каратас", формально являющейся главным победителем вечера, столько же выигранных номинаций.
Каждый год такая "сегрегация" — на чистую драму и жанровое кино – вызывает вопросы. На самом же деле все довольно просто. Невозможно ведь сравнивать условного "Раненого ангела" Эмира Байгазина с условным "Бизнесом по-казахски" Нурлана Коянбаева. Это картины из параллельных вселенных и включать их в общую номинацию "Лучший фильм" было бы не только неправильно, но и нелепо. Потому что – если уж по гамбургскому счету – при отсутствии подобного деления, коммерческое кино не только не имело бы шансов на победу в главной категории, но и, в целом, вряд ли бы в ней присутствовало. За редчайшим исключением.
Занятно, что Сатаев в 2016 году оказался "по обе стороны баррикад". По крайней мере, с кинокритической точки зрения. Его лента "Районы" номинировалась как лучший жанровый фильм, а другая картина, "Дорога к матери", как лучший драматический.
"Дорога к матери" оказалась где-то на стыке номинаций, и поначалу у АКК были сомнения и разногласия по поводу того, в какую категорию ее включать. В итоге сыграло свою роль то, что жанровую принадлежность фильма определить затруднительно – это одновременно и историческая драма, и военная, и в какой-то мере политическая, и мелодрама. А, по сути, драма общечеловеческая. Просто драма. Именно поэтому "Дорога к матери" оказалась в главной номинации – формально такого разделения вроде бы и нет, но, опять же формально, какой категорией церемония закрывается, та и главная. Возможно, такое "повышение" стоило картине "Дорога к матери" победы. Зато фильм взял три приза в других номинациях.
Двукратным в этом году стал и художник-постановщик Ермек Утегенов. В 2015-м была отмечена его работа в картине "Хозяева", в 2017-м – в ленте "Чума в ауле Каратас". Обе снял Адильхан Ержанов. Второй награды мог удостоиться и самый востребованный современный казахстанский оператор Азамат Дулатов (в прошлом году АКК всерьез рассматривала вариант с номинированием его сразу за три фильма, но, в итоге, "ограничилась" двумя) – теперь за "Тараз", однако у Дулатова появился серьезнейший конкурент в лице "варяга"-бельгийца Ива Капа, снимавшего, в частности, "Фландрию" Брюно Дюмона, "Любовь живет три года" Фредерика Бегбедера, а также "Раненого ангела" Эмира Байгазина. Кап и победил в жесткой (немного инсайда) борьбе.
В более реалистичной, едва ли не документальной манере выполнена другая картина – "Свидетель дела №6", за сценарий которой Ержанов получил еще один приз. Это полная безысходности история о парне, который случайно стал свидетелем ДТП со смертельным исходом, где виновник – сын богатого и влиятельного человека. И если в каком-то из искусств настоящий, нелакированный Казахстан и показывается, то в кино. Вернее, в "партизанском" кино. К слову, 28 марта "Чума в ауле Карата" к длинному списку своих наград может добавить очередную – картина номинирована на премию "Ника" в категории "Лучший фильм стран СНГ и Балтии". Конкуренты – "Завещание отца" (Кыргызстан), "Красный сад" (Азербайджан), "Подробности осени" (Узбекистан) и "Чужой дом" (Грузия).
Полный список номинантов и победителей премии "Выбор критиков"
Лучший фильм (драма):
"Раненый ангел" (продюсеры Анна Вильгельми, Бейбитжан Муслимов);
- "Чума в ауле Каратас" (продюсеры Серик Абишев, Ольга Хлащева)
"Свидетель дела №6" (продюсер Серик Абишев);
"Дорога к матери" (продюсеры Алия Назарбаева, Светлана Коротенко).
Лучший фильм (боевик, комедия, экшн):
"Бизнес по-казахски" (продюсер Нурлан Коянбаев);
"Районы" (продюсеры Акан Сатаев, Эрнар Курмашев, Алия Мендыгожина);
"16 қыз" (продюсер Айдархан Адильбаев);
- "Тараз" (продюсер Нуртас Адамбай).
Лучший режиссер:
- Адильхан Ержанов ("Чума в ауле Каратас");
Эмир Байгазин ("Раненый ангел");
Акан Сатаев ("Дорога к матери");
Нуртас Адамбай ("Тараз")
Лучший сценарий:
- Адильхан Ержанов ("Свидетель дела №6");
Адильхан Ержанов (Чума в ауле Каратас;);
Эмир Байгазин ("Раненый ангел");
Алишер Утев, Нурлан Коянбаев, Арыстан Каунев, Жамит Кушербаев ("Бизнес по-казахски");
Лучшая женская роль:
Айнур Ниязова ("Судебный исполнитель");
Асель Садвакасова ("Замуж в 30");
Акбота-Нур Сейтмагамбет ("Гламур для дур");
- Алтынай Ногербек ("Дорога к матери")
Лучшая мужская роль:
- Еркебулан Дайыров ("Тараз");
Адиль Ахметов ("Дорога к матери");
Берик Айтжанов ("Так сложились звезды");
Баймурат Жуманов ("Судебный исполнитель");
Лучшая женская роль второго плана:
Толганай Талгат ("Чума в ауле Каратас");
Марйам Сатаева ("Районы");
- Аружан Джазильбекова "(Дорога к матери");
Асель Акбарова ("Гламур для дур")
Лучшая мужская роль второго плана
- Шарип Серик "(Районы");
Асан Мажит ("Тараз");
Баймурат Жуманов ("Свидетель дела №6");
Константин Козлов ("Чума в ауле Каратас");
Лучший оператор:
Хасан Кыдыралиев ("Дорога к матери");
Азамат Дулатов ("Тараз");
- Ив Кап ("Раненый ангел");
Едыге Несипбеков ("Чума в ауле Каратас")
Лучший художник-постановщик:
Сергей Копылов "(Раненый ангел");
Ермек Утегенов ("Свидетель дела №6")
- Ермек Утегенов ("Чума в ауле Каратас");
Назира Байбекова, Лариса Решетова ("Дорога к матери")
Лучшая музыка к фильму:
Никита Карев ("16 қыз");
Абулхаир Жараскан ("Казахское ханство");
- Алим Заиров, Роман Вишневский ("Дорога к матери");
Алим Заиров, Роман Вишневский ("Районы").
Лучшая песня
- Moldanazar — "Сағым" ("Тараз");
Кейс — "Мои районы" ("Районы");
Назарбек Оразбеков — "Эй, Лапылда" ("Супертой");
Ninety One — "Қалай қарайсың" ("Гламур для дур").
Лучший короткометражный фильм
"Айжан"
"Стучите громче!"
"Хлоп-топ"
"Обыкновенный человек"
"Әке"
"Еркек"
"Едоки картофеля"
- "Маршрут"
"Актер"
"Майлыбайдағы оқиғиа"
Особое упоминание
- Катерина Суворова – за фильм "Завтра море"
- Николай Постников, Жанна Куанышева – за проект "Лица кино"
- Куат Шильдебаев – за музыку к фильму "Турксиб"