АСТАНА, 9 мар — Sputnik. Айгюзель Кадир. Импозантный мужчина в костюме открывает дверь, за ней разгоряченные души и тела растворяются в атмосфере учащенного пульса и современного ритма. В неоновом мире танцпола нет пространства и времени, есть только обнаженные чувства наедине с музыкой.
Но только истинное искусство способно пробудить осевшую накипь сокровенных ощущений на дне душ. Под покровом ночи начинаешь забывать о реальности и всей душой и телом соединяешься с музыкой, недоступной для разума, но открытой для сердца. Виновник этого найден – за профессиональной панелью в окружении кнопок и дисков, будто в состоянии полутранса качает головой DJ Fara. Человек за стойкой через несколько минут оказывается в мягком кресле и становится моим собеседником.
Говорят, что хороший ди-джей – продукт штучный. Фархата Конкаева мне порекомендовали как одного из таких редких экземпляров и, видимо, не обманули. Со скромными познаниями о том, что микс – это композиция из двух и более треков, а трек есть звуковая дорожка, с детским любопытством завожу разговор с Фархатом, более известным в индустрии электронной музыки как DJ Fara.
– Как мне известно, в мире электронной музыки Вы вертитесь достаточно долго. Профессиональные шаги начали делать в конце 90-х. Расскажите, как Вы оказались в этой сфере?
– Да, Вы правы. В конце 90-х это было просто-напросто модно. Появились новые стили, мы жили хип-хопом, танцевали брейк. Еще в школе я был такой модный пацан в широких штанах. У меня были сенегальские косички. Я начинал вообще со школьных дискотек, но не считаю, что это было профессионально. Тогда этим даже не пахло. Помню, лет в 15-16 я оказался со своим дядей в клубе, у него там была деловая встреча. Меня, молодого и зеленого тогда еще, клубная музыка притянула к себе как магнит. Дядя спросил, умею ли я делать также, показывая на ди-джея. А я ответил: "Да, умею". Соврал. С тех пор и начал потихоньку работать. Сначала в Алмате, потом в родном Джамбуле несколько лет, а в 2003 году переехал в Астану. В этом году будет 18 лет, как я работаю профессиональным ди-джеем. За эти годы побывал по работе еще в Испании, Турции, Тайланде, Дубаи.
– Как Ваша семья отнеслась к столь неординарному на тот момент решению?
– Поначалу у всех был стереотип. Если ди-джей, то значит все — наркоман, алкаш. Что он в ночных клубах может делать? Только бухать. Сейчас мне 34 года, а я за всю свою жизнь даже не пробовал шампанское и никогда не курил. Я этим не горжусь, просто это нормально для меня. Потом все потихонечку смирились. Те родственники, которые говорили, что я наркоман, потом у меня просили деньги в долг. Кстати, образование у меня международник. Знаю русский, казахский, арабский, турецкий и английский, хотя иностранные языки пригодились мне только тогда, когда я путешествовал.
– 18 лет стажа – довольно большой срок. По-вашему, как за эти годы поменялась электронная музыка?
– Кардинально. В ретро-клубах сейчас то, что раньше я играл в начале своей карьеры и считал модным. То и дело слышишь: "This is old school". В моей молодости были популярны стили гараж (Garage), спид-гараж (Speed Garage), стэп (Step), тустеп (two-step). Сейчас много новых направлений. Новые тренды – это хаус (House), тек-хаус (tech house), дип-хаус (deephouse).
– А каково Ваше личное отношение к поп-культуре?
– Любой сам себя уважающий ди-джей не любит поп-мьюзик. Это связано с тем, что эта музыка совсем простая, совсем дешевая. Она сделана для того, чтобы простой народ понял. Электронная музыка больше для тех, кто ее действительно ценит. У каждого человека ведь есть свой уровень. Любой музыкант, как и любой человек, который изживает простое, хочет расти. И в этом помогает, безусловно, электронная музыка, которая новая, не похожая ни на что другое.
"Хэй, битмейкер, патимейкер"
– Существует мнение, что в связи с безграничными функциями технологий, роль ди-джея уходит на второй план. Как считаете, насколько это правда?
– Для Вас диджеинг – больше творчество или работа?
– Честно признаться, до женитьбы я видел только одну сторону – работу. Сейчас вот я шесть лет в браке, у меня растет сын, приоритеты поменялись. Теперь это хобби, которое приносит много денег.
– Если не секрет, как можно заработать на диджеинге?
– У меня с моим близким другом, тоже ди-джеем, есть маленькая студия, где мы как минимум один раз в неделю встречаемся. Мы делаем в основном ремиксы, занимаемся ремастерингом. Ту же самую попсу немного переделываем, добавляем драйва в нее, чтобы она подошла для клубов. Пишем треки, получаем много заказов от местной и российской эстрады. Заказывают ремиксы, авторские треки, правда, наши имена в принципе нигде не упоминаются, потому что права полностью выкупаются. Бывает, что иногда приходит человек с полным отсутствием вокала. За хорошие деньги делаем отличный микс из того, что есть. Грязный вокал вытянем, почистим, бэк-вокала добавим, добавим других артистов. Хорошо заработать можно, если у тебя свой уникальный стиль игры, манера, подача. Сначала работаешь на свое имя, потом наоборот. Наверное, на казахстанском уровне сейчас мое имя работает на меня. Я один из самых дорогих ди-джеев в городе.
– В свободное время ходите сами в клубы послушать работу других диджеев?
– Нет. Совершенно нет. Потому что я не хочу слушать то, что играют другие ди-джеи. Разве что приглашенных мастеров. Местных ди-джеев слушаю иногда, когда приезжаю в другой город по работе. Вот с ними, в первую очередь, нужно считаться. Они уже знают публику. Знают, какую музыку любит Максат, Коля, Саша. Я примерно слушаю, что они играют и делаю то же самое, только в своем стиле, со своей подачей.
– Каждому автору хочется, чтобы его труд был оценен. Вы получаете отдачу от слушателей, энергетическую или какую-нибудь другую?
– Не хочу никого обидеть, но у нас народ пока не приучен слушать хорошую музыку. Если человек стоит в клубе и слышит музыку, слова которой он не знает, а что еще хуже, не видел клип, то все. Это ему немодно, скучно. Он ведь должен танцевать так, как в клипах, которые навязывают с телевизоров в день по 50 раз. Собственного вкуса нет. Но ведь нужно пробовать, искать что-то новое. Я сам два раза в год езжу за границу и играю там ту музыку, которую хочу слушать. Она отличается тем, что она некоммерческая. А люди, которые там собираются, — настоящие ценители. Поэтому нам здесь приходится переделывать ту же самую попсу в виде электронного ремикса, чтобы хоть как-то разбавить обыденность. Чтобы наш как-то народ чуть-чуть перевоспитать, из них что-то сделать, чтобы они росли. Не застряли в 70-х либо в 80-х. Понимаете?
– Непонимание – самое тяжелое в вашей работе?
– Чтобы постоянно находиться в музыкальном тонусе, необходимо вдохновение, согласны? Что или кто вдохновляет Вас?
— Мой сын. Ему 3,5 года. Он моя муза. Он только со мной спит, только со мной кушает. Когда включаю музыку, он сидит рядом со мной и танцует. Иногда в машине на радио начнут крутить попсу, а он говорит: "Папа, выкючи эту мюику". Но я его заставлять что-то слушать не буду. И всем советую фильтровать информацию и слушать только качественный продукт, а не то, что навязывают. Ищите новое.
По завету DJ Fara, не забыв поздравить с праздником, по ходу добавляю в свой плейлист немного электро. А в голове пронеслось: "музыка волн, музыка ветра"…