АСТАНА, 1 фев – Sputnik, Алексей Стефанов. Встретиться с актером Александром Устюговым, которого многие зрители ассоциируют в первую очередь с подполковником полиции Шиловым из сериала "Ментовские войны", казалось, будет очень сложно. Он ушел из Российского молодежного театра (РАМТ) в Москве и переехал на постоянное жительство в Санкт-Петербург.
Дождавшись Александра Устюгова со съемок фантазийного исторического сериала, в котором он играет главную роль – князя Ярослава, мы расположились в кафе кинокомпании "Амедиа" и смогли спокойно побеседовать.
О занятиях в драмкружке приходилось скрывать
- Александр, хотелось бы сразу спросить, что для вас значит Экибастуз?
- И что вам запомнилось из детства в Казахстане?
— Историй масса. Биография у меня довольно насыщенная. От художественной школы, в которой нужно было постоянно доказывать, что ты имеешь на это право, и которую я закончил, а это уже подвиг (ходить с мольбертом через наш город было небезопасно), и до театрального кружка, в котором я занимался, но не мог прийти во двор и сказать об этом. Ребята бы меня не поняли. Приходилось это скрывать, не афишировать. И временами отстаивать право ходить в драмкружок кулаками. Тем более, что после занятий мы провожали девушек, их было много, а нас всего пятеро мальчиков на весь город. Уже только поэтому – мы были избранными.
- Если говорить про биографию, то вы и на угольном разрезе успели поработать…
В общем, понять его можно — не многие люди, которые даже постоянно живут в Экибастузе, спускались в угольные разрезы. Это был достаточно мощный опыт для жизни.
Конгломерация людей в Экибастузе вообще очень интересная. Это мой личный вывод, который, возможно, историки оспорят. Но на протяжении большого количества лет в наш город ссылали заключенных, в том числе политических. Список людей, которые там сидели с 50-х годов ХХ века, огромный. Естественно, многие оставались на поселении. К семидесятым годам, когда я родился, это было уже второе поколение гремучей смеси, состоящей из политических заключенных, уголовников и активистов комсомольских строек. Люди, которые были туда сосланы или приехали сами, обладали духом авантюризма.
Так что Экибастуз – город с достаточно ярким населением. Когда я уже переехал в Россию, все не мог понять, почему все так грустно вокруг – а где все эти лихие люди, драки, разговоры за жизнь…
Актерство у меня в генах
- Вы не из актерской семьи, с чем было связано желание выбрать именно эту профессию?
— Родители и вправду напрямую отношения к актерской профессии не имели. Но отец (это я уже перед поступлением узнал) имел достаточно мощное намерение поступить в театральное училище в Москве. И, по рассказам бабушки, она его снимала с поезда, когда он пытался туда уехать. Соответственно, это уже генетика. Да и бабушка моя по маминой линии играла в Вахтанговском театре во время войны, когда он находился в эвакуации в Омске. А моя мать в силу того, что она педагог, постоянно участвовала в каких-то новогодних праздниках, изображала то Деда Мороза, то Бабу-Ягу, то еще кого-то, и относилась к этому всегда с легкостью.
Поэтому, наверное, актерство было у меня в крови. Но когда я сказал родителям, что хочу заниматься этим серьезно, было много-много вопросов к выбору профессии. Все они, надеюсь, со временем, рассеялись.
- Я так понимаю, что ваше приближение к профессии случилось в Омске.
— Нет. Все произошло гораздо раньше. В 15 лет я поехал поступать в Алтайский государственный институт культуры. Я тогда уже играл в народном театре и получал какие-то призы, пытался что-то глубже постичь. К этому моменту у меня было четкое желание поступить в театральное училище, хотя я даже школу на тот момент еще не окончил. Поэтому, поступив в Алтайский государственный институт культуры, подумал, что это достаточно просто и вернулся заканчивать 11 класс. Это была разведка боем.
- А как же вы поступали без школьного аттестата?
— В театральном училище не спрашивают документы до финальных экзаменов – литературы, истории, сочинения. Поэтому творческие экзамены – басню, прозу, стих, танец, ритмику я сдал без проблем. Теоретически прошел самое сложное. Когда педагоги узнали об этом, стали думать за меня и рассматривать вариант окончания школы экстерном. Но Алтайский институт не был пределом моих мечтаний, все равно я рассчитывал на Москву и уехал домой. Главное – я узнал механизм.
А потом были долгие неудачные поступления в Москве. Я успел поучиться в колледже культуры и искусства в Омске, поработать в Омском ТЮЗе. В итоге в театральное училище Щукина я поступил поздно – мне тогда было уже 24 года. Оказалось, чем старше ты становишься, тем больше препятствий для осуществления мечты.
- Читал, что ради ее осуществления вам пришлось однажды даже жить на чердаке многоэтажки, а душевой стало соседнее озеро…
— Было такое время. Но подобные истории есть у подавляющего большинства тех, кто приезжает в Москву поступать. Мало кто может позволить себе снимать квартиру. Это хорошо, когда родители разделяют твои убеждения и помогают, а если нет? Мне денег хватало только на то, чтобы приехать, а дальше вертись, как хочешь. А ведь экзамены в театральные училища длятся довольно долго – до полутора месяцев. Это не то, что сходил в училище, тебя послушали, ты пришел домой, поел борща, родители постирали твои вещи. Это полтора месяца выживания в большом городе. Но это был интересный опыт, и он не пугал.
А когда мне было уже 23 года, я просто приехал в Москву, прожил около года – нужно было избавиться от среднеуральского говора, морально подготовиться к поступлению. Поэтому, когда наступили майские вступительные экзамены, я уже достаточно хорошо ориентировался в Москве.
В театре почти не играю
- Вы перестали работать в РАМТ, уехали из Москвы в Санкт-Петербург. Почему?
— С трагической смертью артиста Степана Морозова, с которым были связаны все мои работы в Российском молодежном театре, у меня просто не осталось спектаклей, а новые я брать не стал. Получился такой плавный выход… А Петербург давно стал для меня родным – я же по полгода проводил в нем на съемках сериала "Ментовские войны".
Все-таки я глубоко провинциальный человек. И ритмика Петербурга, расстояния, петербуржцы – они мне ближе. В Москве можно десятилетиями жить с друзьями на соседних улицах и ни разу не встретиться, хотя постоянно созваниваешься, обещаешь, договариваешься. В Петербурге я встречаюсь с московскими друзьями чаще, чем когда я жил в Москве.
- В театре больше не играете?
— С театром меня связывает Независимый театральный проект — я играю в антрепризе "История любви" вместе со Светланой Ходченковой. А в Омске идет моя постановка "Бонобо", которую я режиссировал тоже с подачи Независимого театрального проекта. На этом моя театральная деятельность на сегодня заканчивается.
- И начинается киношная – сегодня вы один из самых востребованных актеров. Вот и сейчас мы с вами встречаемся на съемках 16-серийного фильма "Золотая Орда". Сложно играть в нем?
— Любой проект сложный. А этот фильм не прост еще и потому, что он костюмирован, и нужно создавать эпоху, о которой у нас нет ни малейшего представления. Все, что мы о ней знаем, связано, как правило, с другими фильмами, книгами, учебниками по истории. Сумбурные отрывки, из которых мы пытаемся создать убедительную жизнь на экране. В этом и есть сложность. А вот битвы для меня были не очень тяжелыми. По крайней мере, пока позволяют физические силы и возраст. Скажу даже, что мне это легко и нравится. Я получаю удовольствие от скачек, фехтования.
Труднее играть психологические сцены. Это очень не просто, когда на протяжении всего 12-часового рабочего дня ты должен поддерживать в себе мощное эмоциональное состояние. А ведь каждая сцена снимается не один раз, как это видит зритель на экране, – вместе с репетицией выходит и по двадцать раз.
Еще сложно объяснять людям, что пока я занят в таких проектах, я не могу думать о других. Вот мне прислали новый сценарий, сказали: "Александр, прочтите". Я объясняю, что у меня нет времени, а мне говорят: "У вас же есть два свободных часа перед сном". Но дело даже не во времени, я не могу переключиться, войти в какую-то другую историю. Поэтому сценарий у меня пока лежит.
Или вот говорят: "А давайте сделаем пробы после смены, ночью". И тоже трудно объяснить, что после 12-часового рабочего дня я немного устал. Поэтому, если сейчас добавить еще одну трехминутную сцену, то мой мозг просто взорвется. Психологически очень сложно.
- Но я слышал, что параллельно с сериалом "Золотая Орда" вы заняты в съемках еще одного фильма. Художники по гриму рассказали мне по секрету, что в каждый новый съемочный день вы для них загадка, они не знают, с чего придется начинать работу с вами – вы то приходите со своей бородой, то сбриваете ее, то же самое с прической…
— Да, буквально еще два дня назад я был со своей бородой, а сейчас она накладная, также как и усы. Сериал, в котором я параллельно работаю, называется "Лучше, чем люди". В нем я играю с Паулиной Андреевой, Кириллом Кяро, Ольгой Ломоносовой… Это фильм о недалеком будущем и ботах. Действие происходит в 2024 году. Так что в нем будущее, а в "Золотой Орде" – прошлое.
Отказался играть русского злодея в Голливуде
— У вас большая фильмография. Только из последних фильмов – "Солнечный удар", "След тигра", "Чума", "28 панфиловцев", "Викинг". Беретесь за все проекты?
— Бывают моменты, когда отказываюсь. Даже по идейным соображениям. Громко прозвучит сейчас, но я отказался даже от проб в Голливуде, когда мне предложили роль русского негодяя в саге про Джеймса Бонда. Посчитал, что не хочу в таком ключе представлять Россию. Хотя дома на подобного героя у меня табу нет.
Еще я отказался играть Высоцкого и Маяковского. Меня приглашали на кастинги, но я даже не представлял, как можно их сыграть. Также я точно знаю, что откажусь от роли Иисуса Христа, если будет такое предложение. Не потому что мне страшно, наоборот — интересно попробовать, но есть вещи, которые выходят за рамки актерского мастерства и пока вне пределов моей досягаемости.
- А если бы эта роль в Голливуде была положительной, не нужно было бы играть русского злодея, хотели бы там сняться?
— Конечно, хотел бы, что уж тут лукавить. Хотелось бы посмотреть не со стороны, как они работают, поучаствовать в процессе. Я знаю, как живет европейский театр, работал с европейскими режиссерами, а вот с американской школой пересечений не было. Хотя, думаю, я бы там был малопригоден, потому что не говорю по-английски и вряд ли смогу в своем возрасте освоить язык на нужном уровне.
Мечтаю спеть в родном городе
- Чуть больше года назад вы стали еще и певцом — создали группу "Экибастуз". Назвали ее так из любви к родному городу?
— Абсолютно верно. Потому что тот импульс, который заставляет меня играть на гитаре, уходит корнями в детство, когда не было магнитофонов, и мы музицировали во дворах. Это было распространенным явлением. Эмоциональный ряд, который мы получаем в детстве, должен как-то называться, потому что мы все равно используем его во взрослой жизни. Наверное, повторюсь, но для меня все объединяется одним словом – Экибастуз, потому что это советы матери, первая любовь, первые драки, пацаны, которые вечером поют во дворе под гитару… И в итоге музыка, которую я играю, относится к направлению, которое мне нравилось в детстве — это советский панк, популярный в 70-80-е годы.
- Ваши песни звучат и в кино, в частности, в фильме "Чума", в котором вы снялись.
— С этого все и началось. Режиссер попросил написать песню, мы ее придумали в паре с моим товарищем, сыграли, записали и представили. Единственное, сделали это поздно, когда фильм был уже записан, поэтому песня стала закадровой, звучит из магнитофона. Но все равно – начало было положено.
- То, что вам дорог Экибастуз, вы убедили, а кто из близких людей остался там жить?
— До недавнего времени там проживала сестра, но она с племянницей переехала в Санкт-Петербург. Еще раньше, в Магнитогорск, уехала мама, в Краснодарский край, в станицу – папа. (Они отдельно живут). Остались только друзья. Но я к ним очень хочу приехать. И есть отличный повод — в августе этого года, в День шахтера, будет отмечаться 60-летие Экибастуза. В ближайшее время я намерен написать в акимат письмо с просьбой рассмотреть мою заявку на выступление с группой в этот день. Для меня это большой пробел, что группа с названием "Экибастуз" еще ни разу не пела в родном городе. И я мечтаю спеть и осуществить это желание.