АЛМАТЫ, 21 ноя — Sputnik. Перестроить работу полиции в Алматы помогла аналитика, которая в наглядной форме диаграмм и графиков позволяет видеть эффективность работы каждого подразделения в реальном времени.
Как изменилась работа полиции Алматы, в интервью корреспонденту Sputnik Казахстан рассказал начальник ДП мегаполиса Арыстангани Заппаров.
Все под контролем
- Арыстангани Расилханович, мы с вами встречались год назад примерно. За это время что изменилось в работе алматинской полиции?
- Цифровизация, как сказал глава государства, должна во всех сферах жизни быть. Мы – не исключение. Год назад мы начали внедрять аналитическую работу, которой занимается штаб. По ее итогам мы перестроили работу - дорожно-патрульная полиция полностью перешла на трехсменный режим работы. При этом не увеличили штат, а перераспределили силы и средства. Отмечу, новый режим восприняли на ура.
Начальник ДП Алматы Арыстангани Заппаров
© Sputnik/Ертай Сарбасов Sarbasov Ertay
- Как обстоят дела с преступностью в городе сейчас?
- По стране в целом, и в Алматы в том числе идет спад регистрации преступлений. Я считаю, что это результат, в первую очередь, профилактики.
Цифровизация тоже будет влиять: там, где камеры, практически нет преступлений и правонарушений.
CyberPol стал пользоваться доверием
- Если говорить о сравнительно новых видах преступлений, таких, как интернет-мошенничества. Первое время полиции было сложно бороться с ними. Навыков не было. Как тут дела сейчас обстоят?
- Пандемия приучила нас к онлайн-режиму работы. Тут злоумышленники тоже не стали спать, они тоже очень быстро перешли на интернет-мошенничество. Что мы сделали? Мы создали подразделения CуberPol из числа подготовленных сотрудников, которые имеют образование в сфере IT.
Во всех кабинетах райотделов полиции установлены видеокамеры, позволяющие контролировать работу сотрудников
© Sputnik/Ертай Сарбасов Sarbasov Ertay
В Алматинской академии МВД министр открыл центр CуberPol. С этого года там обучаются в бакалавриате специалисты. То есть, через 4 года мы получим полноценных, подготовленных IT-специалистов. Действующие сотрудники также повышают квалификацию.
- Вы вынуждены сейчас как-то расширять, усиливать службу?
- Да, усилили. Любой звонок, который касается интернет-мошенничества, районными подразделениями перенаправляется в CуberPol наш, который был создан за счет внутреннего резерва.
- Результат заметен?
- Думаю, что да. Это я замечаю по приему граждан. Буквально вчера у меня на приеме была гражданка и прямо просила, чтобы ее дело передали сюда, в CуberPol. Я пригласил старшего данной группы, переговорили, результаты посмотрим через 10 дней. И этот факт – не единственный.
Цифровая реальность и немного мечты
- У цифровизации нет границ. Когда мы с вами встречались в прошлый раз, планшет, с оперативной информацией и аналитикой был только у начальника департамента. Теперь такие гаджеты имеются и у начальников районных подразделений. Они могут анализировать и смотреть (получать информацию - Sputnik) по своему району в режиме реального времени.
- То есть фактически он видит сотрудников всех, как они работают, наблюдает за всеми экипажами, на выездах они или не на выездах, какие вызовы обслужены и так далее. Получает всю информацию и в рамках своего района может…
- Контролировать, улучшать, где есть недостатки и так далее. Начиная от момента поступления звонка, до номера экипажа, который обслуживает вызов, время прибытия на вызов и время сбора материалов.
Начальник ДП Алматы Арыстангани Заппаров
© Sputnik/Ертай Сарбасов
- Что нового еще намечаете сделать по цифровизации? Чего, может быть, еще не хватает? Что хотелось бы?
Допустим, на борту самолета я вижу QR-код. В телефон ввел, - и у меня вся информация об этом городе. Где, какие пункты полиции имеются, информация о парковке таксистов, куда я могу обращаться, где находится миграционная полиция и так далее.
Полиция как сфера услуг
- Год назад вы поделились идеей открытия в городе сервис-центров полиции. Когда мы их увидим в работе и чем они отличаются от райотделов или участковых пунктов полиции?
- Да, мы в этом году по поручению главы государства открываем сервисные центры в Алматы. Сейчас у нас уже два центра готовы к открытию.
В чем разница - допустим, я владелец гражданского оружия. Бывает, в суматохе, я забыл про продление (разрешения - Sputnik) и так далее. Все, ко мне SMS поступает: "У вас такого-то числа истекает срок на хранение оружия". Это и по другим моментам: и по документам, по водительским удостоверениям и так далее. Все это через эти центры мы хотим запустить.
Наркодилеры - не инопланетяне
- У нас самый крупный мегаполис в стране и здесь концентрируется криминалитет. Причем не только наш местный. Они устраивают нарколаборатории, сети по распространению синтетических наркотиков. Как складывается сейчас ситуация в Алматы? Какая работа ведется? Приходится ли увеличивать штат?
- В составе нашего департамента есть специализированное подразделение – управление по противодействию наркопреступности.
Кроме того, лица, которые занимаются наркосбытом – организованная преступность, которой занимается еще одно специализированное управление.
А поскольку наркодилеры нарушают закон, значит, это ответственность и управления криминальной полиции.
Поэтому борьбой с этим злом только в нашем департаменте занимаются три подразделения. Я думаю, что на сегодня сил и средств достаточно, чтобы бороться. И есть определенные результаты. Если то, что было изъято, перевести на деньги, там ужасающие суммы.
- Сотни миллионов долларов?
- Конечно. Простой пример. В начале года наше специализированное подразделение разрабатывало группу, которая занималась распространением на территории города и области наркотиков и доставкой прекурсоров, из которых готовят синтетику.
Это первая задача наша, не допустить к рынку то, что готовится. Теперь лаборатории. На сегодняшний день, если мне память не изменяет, порядка 14 или 15 лабораторий на территории города было уничтожено.
Где были эти лаборатории? Они по соседству с вами же, опять же. Они у кого квартиры снимали? Опять же, у наших. Они же не инопланетяне! Поэтому, вовремя поступивший сигнал – тоже один из видов борьбы с этим злом.
- Часто в сводках, которые публикует полиция, сообщается о том, что задерживаются иностранные граждане. Хотелось бы уточнить, среди задержанных насколько много иностранных граждан и сколько наших?
- Большинство прекурсоров доставляются из-за рубежа. И наши, местные граждане, которые на закладках, в лабораториях (попались - Sputnik), у них часто на телефонах есть кураторы, которые используя Darknet, боты, консультируют, как готовить. Там же не каждый имеет высшее образование химика, медика и так далее. К ним поступает инструкция, они по этой инструкции готовят.
Как в Алматы борются с "кухонными бойцами"
- У нас соцсети каждый день практически "взрываются" очередным жутким примером бытового насилия. Хоть наказание за бытовое насилие у нас растет, ужесточается, но случаев меньше не становится. Как в Алматы обстоят дела?
- Был принят закон, и сейчас это не заявительный характер, а выявительный. То есть не обязательно, чтобы потерпевшая написала заявление. И санкции были ужесточены. Адмарест от 1 суток до 25 суток.
И дальше в зависимости от нанесенных телесных повреждений статья 107 Уголовного кодекса "Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью", статья 106 "Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью". Там уже по экспертизе.
Второй факт – примирения нет. Законодательно.
- Это "развязало руки" сотрудникам, в плане выявления?
- Думаю, да. Сегодня по Алматы в отношении 4 900 граждан ведется профилактическая работа. То есть, почти 5 000 человек у нас состоит на профучете.
* Справка
40 инспекторов в декрете
- Инспекторы по делам несовершеннолетних обычно недополучали внимания. Что-то изменилось?
- В большинстве на должности инспекторов по делам несовершеннолетних мы подбирали нашу прекрасную половину человечества. Потом семья, дети - и на сегодняшний день у меня, по-моему, 40 инспекторов в декретном отпуске. Но Алматы – большой мегаполис, к нам очень много людей переводится из других регионов.
Мы решили, что, например, иногородним мужчинам сразу работать участковым инспектором в большом мегаполисе чуть-чуть сложновато. Поэтому пока определяем их в школы на год-другой. Недавно я встречался с одним инспектором. Говорю: "Хочешь перевестись участковым?" А он говорит: "Нет, нет! Мне здесь нравится".
Когда дети в школу идут, они должны видеть своего инспектора. Во-первых, профилактика. Во-вторых, дети должны понимать, что они под защитой. И, вечером, когда уходят, он должен проводить. Ну и следить за порядком в школе, выяснять, не обижают ли старшие младших, нет ли фактов вымогательства, других правонарушений.
И, знаете, авторитет инспекторов среди детей в школах растет. С ними ученики, по большей части, не скрывая делятся своими проблемами. И хорошо, что человек в форме становится им старшим другом.