Убийцу искали два года, а когда нашли, "всплыли" и совсем другие дела

Тот летний вечер стал трагическим для семьи и друзей павлодарского предпринимателя: вместо поездки с партнером он "словил" пулю
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Неизвестный выстрелил из револьвера в сидевшего в машине владельца магазина и вытащил его на улицу. Послав в несчастного вторую пулю, он скрылся на автомобиле убитого.

Пальба у магазина

Вечером 7 июля 1998 года павлодарец Степан Ефименко вышел из своего продовольственного магазина. Настроение у него было хорошим. Вместе с компаньоном Владимиром Белевичем они планировали выехать в Россию для закупа товаров. Для этого собрали выручку, чтобы обменять ее на доллары. Набралась сумма 1 523 600 тенге, по тогдашнему курсу 20 тысяч в американской валюте. Предприниматель нес пакет с этими деньгами.
Он открыл свой белый "Мерседес", положил ношу на заднее сиденье и занял место за рулем.
В течение одного дня убил трех человек, в том числе младенца
В это время около водительской дверцы неожиданно возник какой-то парень в черной рубашке с короткими рукавами. Степан еще ничего не успел сообразить, как незнакомец молча направил на него револьвер, изрыгнувший пламя. Резкая боль пронзила голову мужчины. Стрелявший схватил раненого предпринимателя и вытащил его из машины. Ефименко сделал несколько шагов и стал падать. Он уже не видел, как незнакомец еще раз нажал на курок револьвера. А потом сел в "Мерседес" Степана и, резко рванув с места, умчался.

Свидетели преступления

Два хлопка выстрелов услышали несколько человек. В том числе, компаньон Ефименко и отец Степана, работавший в магазине сторожем. Оба они выскочили на улицу и увидели предпринимателя, лежавшего на дороге. Владимир стал делать приятелю искусственное дыхание.
Вскоре подъехала "скорая", вызванная отцом Степана и жильцом второго этажа дома, в котором располагался магазин. Но медики, к сожалению, оказались бессильны.
Из акта судебно-медицинской экспертизы: "Смерть Е. наступила от острой кровопотери в результате слепого, проникающего огнестрельно-пулевого ранения с повреждением верхней доли легкого, сердца, печени".
Подозреваемый в убийстве пытался скрыться в степной зоне близ озера Алаколь
Была создана следственно-оперативная группа, немедленно приступившая к работе. Сыскари опросили всех свидетелей, в том числе жильца второго этажа, услышавшего выстрелы и увидевшего из окна, как убийца садится в машину Ефименко.
Свидетель оказался сотрудником милиции. Он описал внешность стрелявшего: молодой человек, 20-25 лет, в темной рубашке с короткими рукавами, на лице - солнцезащитные очки. Также безошибочно назвал оружие, которое парень держал в руке: револьвер-наган.
Рассказ мужчины подтвердила его сестра, живущая в этой же квартире, и тоже видевшая из окна, как уезжал убийца. Их показания затем очень помогли следствию.
Два часа спустя "Мерседес" убитого обнаружили в исправном состоянии в центре города, около таксопарка. Пакета с деньгами в нем не было. Осмотр автомашины ничего не дал.
Оперативники проверяли знакомых убитого и его компаньона, провели ряд различных экспертиз, но ниточки, ухватившись за которую, можно было бы размотать клубок преступления, все не было.

Явки с повинной

Но, как гласит пословица, все тайное когда-то становится явным. Ну, или почти все. Работа по делу об убийстве предпринимателя хотя и текла вяло, но не прекращалась. Два года спустя, в сентябре 2000 года в Павлодаре на улице сотрудники милиции задержали с двумя пакетиками героина в кармане 32-летнего жителя города Алексея Шугаева. Наркотика оказалось много, и его владельцу грозил реальный срок.
Но главное было в том, что у павлодарских оперативников имелись наработки по Шугаеву и его друзьям. Их подозревали в убийстве предпринимателя Ефименко. И хотя все улики были косвенными, когда их грамотно предъявили задержанному, он, что называется, "поплыл" и написал явку с повинной.
Были задержаны еще двое подельников - Антон Меркулов и его двоюродный брат Игорь Агафонов. Они занимались боксом и вместе тренировались в одном спортзале. Оба задержанных тоже признались в преступлении, о котором рассказал Алексей Шугаев. При этом назвали организатора разбоя. Им оказался известный боксер, мастер спорта, павлодарец Валентин Ворм.
По следу зверя: о громких преступлениях прошлых лет рассказали полицейские СКО
Из показаний подельников следовало, что 7 июля 1998 года Ворм попросил своего знакомого Меркулова найти человека для нападения на магазин, владельцами которого были Ефименко и Белевич. Исполнитель отыскался в лице Алексея Шугаева, тоже спортсмена.
Напасть решили в этот же день, поскольку Ворму кто-то сообщил, что предприниматели собрали солидную сумму денег - больше миллиона тенге - для закупки товара.
Замысел организатора налета был прост: Шугаев с Агафоновым врываются в масках в магазин. Угрожая револьвером, которым их снабдил Ворм, забирают деньги. Меркулов в это время находится во дворе.
После разбоя все его участники скрываются, а затем из похищенных денег 300 тысяч тенге отдают Ворму за наводку и организацию нападения.
Как рассказали задержанные, он в этот же день снабдил их наганом с боевыми патронами.

Сорванный план

Заметим, что убийство вначале не входило в планы злоумышленников. Оружием они хотели только напугать находившихся в магазине сотрудников и забрать деньги.
В восьмом часу вечера Шугаев, Агафонов и Меркулов прибыли к объекту нападения. Увидев припаркованный неподалеку "Мерседес" Ефименко, они поняли, что хозяин машины находится в магазине.
Но их первоначальный план налета неожиданно рухнул, потому что из дверей торговой точки вдруг вышел сам Ефименко. В руках он нес туго набитый полиэтиленовый пакет. Налетчики поняли, что в нем были те деньги, за которыми они сюда пришли. Хозяин магазина подошел к своему "Мерседесу" и, положив пакет на заднее сиденье, сел за руль.
Тут злоумышленники растерялись. Все, кроме Шугаева. Видя, что вожделенное уплывает у них из-под носа, тот решил действовать по-другому. С револьвером в руке он подбежал к машине предпринимателя. Что произошло дальше, мы уже знаем.
Казахстанца, убившего женщин на глазах у ребенка, задержали в соседней стране
Скрывшись с места преступления на автомобиле убитого им человека, Шугаев поколесил по городским улицам. Убедившись, что его никто не преследует, бросил машину в районе таксопарка и, забрав пакет, ушел домой. В пакете оказалось 1 523 600 тенге. Кроме того, в бардачке салона душегуб нашел еще 400 долларов США.
Вечером того же дня трое участников преступления поделили деньги между собой, а 300 тысяч, как было договорено, передали Валентину Ворму.

Новый налет

В ходе следствия выяснилось, что пока их искали, участники нападения на Ефименко совершили новый налет еще на одного предпринимателя и квартиру его соседа. Ворма среди них не было.
Шугаев и Меркулов, зная, что у молодого преуспевающего бизнесмена, живущего в их доме, есть постоянно большая сумма денег, решили завладеть ею.
25 ноября 1998 года, выждав, когда хозяин уедет на работу, они позвонили в соседнюю квартиру. Вышедшего мужчину, под угрозой уже пистолета Макарова, закрыли в туалете, а затем через его балкон проникли в квартиру предпринимателя. Добычей их стали 5 тысяч долларов США и 9 тысяч российских рублей.
Потерпевший сразу же назвал оперативникам тех, кого он подозревает в разбое, - своих соседей - Шугаева и Меркулова, потому что они постоянно занимали у него деньги. При этом один из них видел, откуда хозяин квартиры их доставал. Но почему-то подозреваемых не нашли.
И только после задержания Шугаева началось следствие по всем преступлениям, совершенным этой группой.

Не виноватые мы

Подозреваемый в наводке и организации налета на магазин Валентин Ворм сразу же открестился от всех предъявленных ему обвинений.
При этом он несколько раз менял свое алиби. Вначале утверждал, что 7 июля 1998 года, в день, когда произошло убийство предпринимателя, он находился на спортивных сборах в Алматы.
Затем заявил, что был в Павлодаре и отмечал день рождения брата, однако, что он делал тогда, не помнит.
Потом вдруг, три месяца спустя, его супруга сообщила следствию, что утром Валентин помогал собирать мебель ее подруге, которая затем тоже подтвердила ее рассказ вместе с Валентином.
Но суд решил, что это попытка создания искусственного алиби. К тому же оно нисколько не исключало того, что в послеобеденное время Ворм мог находиться в других местах.
Впрочем, на суде все подсудимые тоже отказались от своих прежних показаний, данных ими в статусе подозреваемых. Они заявили, что свою вину их заставили признать оперативники, применяя недозволенные методы. И во время следственных действий они, якобы, тоже советовали обвиняемым, что и как нужно говорить. Однако фамилий этих оперативников назвать не смогли.
Шугаев даже заявил, что и наркоту ему подкинули при задержании. Хотя понятые утверждали, что он сам выворачивал на улице свой карман, откуда и выпали эти пакетики.

Под давлением фактов

Но самое главное - следствие нашло павлодарца, которому Шугаев за сто долларов отдал в залог револьвер, оказавшийся орудием убийства предпринимателя.
А жилец второго этажа дома, в котором находился магазин Ефименко, опознал Шугаева, как стрелявшего во владельца торговой точки и затем уехавшего на его автомашине.
Что интересно, при вынесении приговора не было Меркулова. Находившийся до суда под подпиской о невыезде, он в день начала процесса таинственно исчез.
По словам жены, утром ему позвонили, он оделся и ушел. А спустя несколько дней позвонил ей в больницу на сотовый телефон. Сказал, что он не сбежал, что обязательно появится на суде. Затем связь оборвалась. После этого его никто не видел и не слышал.
Поскольку большая часть обвинительного заключения строилась именно на показаниях Меркулова, то прокурор, поддерживающий обвинение, и адвокаты подсудимых настаивали на обязательном его участии в процессе. В связи с чем, предложили отложить начало слушания дела до задержания обвиняемого, объявленного в розыск. Но судебная коллегия сочла возможным продолжить заседание без его присутствия, выделив дело беглеца в отдельное производство.

Наказание

В мае 2001 года судебная коллегия Павлодарского областного суда пришла к выводу о виновности всех троих подсудимых в инкриминируемых им деяниях. При этом учла смягчающие и отягчающие обстоятельства.
В числе первых - молодость всех участников, положительные характеристики, а у Ворма, кроме того - его достижения в спорте.
В числе вторых - особо активные роли Ворма и Шугаева в совершении особо тяжких преступлений.
Алексей Шугаев был приговорен к 16 годам лишения свободы. Игорь Агафонов - к 11 годам. Валентин Ворм получил 9 лет. Все - в колонии строгого режима, с конфискацией имущества.
(Имена и фамилии изменены).