НУР-СУЛТАН, 29 июл — Sputnik. На этой неделе Национальный банк Казахстана впервые за год повысил базовую ставку на 25 процентных пункта - до 9,25 процента, то есть сделал национальную валюту чуть дороже.
Эксперты считают, что осторожным повышением базовой ставки регулятор денежного рынка пытается остановить инфляцию, не замораживая спрос на внутреннем рынке, и обращает внимание правительства на расходную часть бюджета.
Ждать ли снижения инфляции после повышения базовой ставки – Нацбанк
Подорожание продуктов питания и предметов первой необходимости беспокоит не только население и президента, который несколько раз призывал исполнительную власть контролировать ценообразование на внутреннем рынке, но и Национальный банк Казахстана. В январе регулятор заверял, что в ближайшие 12 месяцев инфляция останется в коридоре 4-6%. Однако в июне инфляционное ралли достигло максимальных значений с 2009 года, и годовой рост цен оказался на уровне 7,9%.
В экономической теории считается, что скачки инфляции указывают на то, что внутренний спрос опережает возможности расширения производства по широкому кругу отраслей. На этом фоне предприятиям легче переносить в цены увеличившиеся издержки.
"Последнее усиление инфляции было неожиданно резким, учитывая летнюю сезонность и общий тренд на замедление после всплеска 2020 года. Поэтому столь осторожного повышения может оказаться недостаточно для нивелирования этих тенденций. Решение монетарных властей может потенциально стать некоторым фактором сдерживания тенденции восстановления экономики в отраслях, нацеленных на внутренний спрос", - объясняет Жаннур Ашигали, заместитель директора группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА.
Ипотечное кредитование в Казахстане 2021: тенденции и отличия
Расул Рысмамбетов, один из авторитетных финансовых аналитиков страны, тоже считает повышение базовой ставки на 0,25 процентных пункта недостаточным, но он знает, почему Нацбанк принял половинчатое решение.
По его мнению, повышение базовой ставки лишь немного сдержит инфляцию. Эта мера позволит Нацбанку оценить ситуацию. А вот помешать ускорению инфляция могла бы ставка в 9,5%.
"Возможно, в сентябре Нацбанк и примет такое решение. Но надо понимать: повышая базовую ставку, регулятор приостанавливает рост экономики, рост ВВП. Поэтому каждый раз перед Нацбанком стоит задача: затормозить инфляцию, не останавливая рост экономики", - отметил эксперт.
Дело в том, что в нашей стране денежно-кредитная политика Нацбанка включает таргетированную инфляцию. Тarget переводится с английского как "цель". Цель Нацбанка - инфляция, не превышающая 6% годовых.
Регулятор считает, что с таким ростом цен люди и компании могут безбедно существовать и откладывать средства про запас. При этом Национальный банк никогда не будет добиваться этой цели любой ценой. Он работает над тем, чтобы в стране были хорошие условия для роста производства, а на финансовом рынке была стабильность.
Что угрожает экономическому росту стран ЕАЭС
Баланс между низкими ценами и ростом ВВП достигается за счет базовой ставки. Когда Нацбанк ее поднимает, деньги в экономике становятся дороже, на это сразу реагируют банки, поднимая цены на депозиты и кредиты. В этой ситуации люди предпочитают не покупать (отказываются от займов), а откладывать. В результате снижается спрос на товары и услуги, цены перестают расти, и, как следствие, замедляется инфляция.
"На инфляцию нынешнее повышение ставки, наиболее вероятно, не повлияет. Здесь другие механизмы работают. Цены на продтовары растут не потому, что низкая базовая ставка, а потому что на рынке дефицит предложения. Хочется надеяться, в августе-сентябре цены на основные продукты снизятся за счет сезонности", - говорит Сергей Полыгалов, эксперт аналитического агентства CA Cronos.
Он отметил, что с ценами на непродовольственные товары, которые в основном импортируются, вопрос отдельный. Курс тенге к доллару США в 2021 году если и не имеет четко выраженного укрепления, то, во всяком случае, можно говорить об определенной стабильности с положительным эффектом.
"При этом импорт продолжает дорожать. Здесь, скорее всего, играет роль "отбивание" экспортерами убытков прошлого года и страховка на будущее, если случится ситуация, что доллар по каким-либо причинам резко подорожает", - считает Полыгалов.
Эксперт уверен, что относительная стабильность курса национальной валюты связана с высокими ценами на нефть. В течение июня среднемесячная цена на нефть марки Brent росла и варьировалась в диапазоне 70,3 – 76,2 долларов США за баррель.
"Если черное золото по каким-то причинам подешевеет, то повышение базовой ставки не удержит курс казахстанского тенге", - подчеркивает Полыгалов.
С этим мнением готов поспорить заместитель директора группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА, который напоминает о том, что обычно летом в Казахстане растет курс доллара.
"Повышение ставки имеет незначительный потенциал воздействия на рыночные стимулы при отсутствии прочих существенных факторов. Однако в целом будет прослеживаться тенденция роста спроса на тенге, что вполне своевременно, так как в середине года тенге, как правило, испытывает пониженный спрос", - говорит Жаннур Ашигали.
Еще один фактор, который всегда разгоняет инфляцию, это расходы правительства.
"При низкой базовой ставке деньги становятся дешевле, снижаются ставки не только на кредиты, но и на фондом рынке становятся дешевыми заимствования. В этой ситуации Минфину и квазигоссектору легче занимать деньги на рынке, а не работать над эффективностью собственных программ", - напоминает эксперт Расул Рысмамбетов.
Удорожание финансовых ресурсов вынуждает государственные институты работать эффективно, пересматривать бюджеты, быть более внимательными к расходам. В августе будет очередной пересмотр республиканского бюджета.
Рысмамбетов предостерегает правительство от увеличения трансфертов из бюджета: в экономике и так слишком много государственных денег.