Сегодня отмечается День славянской письменности и культуры. Для Казахстана эта дата имеет важное значение не только как имеющая непосредственное отношение ко второму по численности этносу, но и как дань уважения к источнику, почти сто лет питавшего казахскую письменную речь.
Несмотря на колоритные празднества (а, может быть, отчасти и благодаря им) День славянской письменности и культуры рискует в массовом сознании выродиться в "Праздник матрешки и гармошки", то бишь в некую внешнюю обрядовость. Поэтому представляется важным напоминать о его духовной сути, связанной с подвигом двух братьев – монахов Кирилла и Мефодия, живших в IX веке.
О Кирилле и Мефодии так или иначе слышали, наверное, все. Воображение, сохранившее обрывки школьных исторических знаний, рисует образ этаких "кабинетных ученых старцев", проведших всю свою жизнь над завалами мудреных книг в полутемных монастырских кельях. Если вникнуть в предмет, становится совершенно очевидно, что братья совершили подвиг — интеллектуальный и духовный. Подвиг сродни тому, которым прославился Христофор Колумб. Открыть новый материк и придумать совершенно новенькую, "с иголочки", азбуку – вещи одного порядка. Это создание новых миров. Головокружительно крутая миссия. Простой человек, без благословения свыше, с такой задачей явно не справится. Для нее нужны люди совершенно особого склада, штучные экземпляры, соль земли.
В биографиях Кирилла и Мефодия много непонятного и вообще откровенных "белых пятен". К примеру, исследователи до сих пор спорят об их национальной принадлежности. Что неудивительно, ведь братья родились в многонациональной Византии, в городе Фессалоники, жители которого были преимущественно двуязычными. Одни ученые считают, что Кирилл и Мефодий были греками, другие настаивают на их славянских корнях. Известно лишь, что братья с детства, кроме греческого, отлично владели солунским – одним из славянских диалектов. Вообще, они были весьма способны к языкам, поскольку впоследствии блестяще овладели также еврейским и латынью.
Как известно, большинство букв славянской азбуки имеет греческое происхождение. Однако тут не все так просто. В кириллице есть до сих пор не разгаданные тайны. К примеру, буквы с загадочным генезисом — Щ и Ц. Лингвисты до сих пор не определились, из какого источника они могли бы быть заимствованы. Таких фонем не было ни в одном из известных на тот момент алфавитов. Хотя похожие по начертанию есть в арамейской и эфиопской письменности. Но, повторимся, звучат они совершенно иначе.
Урок первый: следи за языком
Четвертая и пятая буквы алфавита слагаются в напутствие "Глаголь добро". Еще в древности люди заметили, что от речи зависит нравственное и физическое здоровье человека, а также его материальное благополучие. Речь обладает очень сильной энергетикой. Те, чья речь груба и оскорбительна для окружающих, не случайно во всех иерархиях занимают низовые места. Даже криминальный мир – не исключение.
Урок второй: живи на всю катушку
Урок третий: контролируй мысли
Этот постулат образуется из трех букв в середине алфавита, которые вместе читаются "како" "люди" "мыслете". Сознание человека определяет бытие, а не наоборот, как пытались внушить широким народным массам сторонники коммунистической идеологии.
Урок четвертый: держи слово
Сумма трех букв "рцы" ("говори") "слово" "твердо" интерпретируется как "пусть твое слово будет твердым". Базовое понятие нравственности, призывающее отказаться от пустословия и всегда выполнять обещанное. Верность своему слову издревле котировалась во всех обществах и культурах и изобличала в носителях людей высокого происхождения. В наше время, надо признать, качество весьма редкое, и поэтому чрезвычайно ценное.
Хотим мы того или нет, но кириллица впечаталась в сознание нескольких поколений и вошла в нашу плоть и кровь словами назидания Абая, Магжана и других поэтов и писателей Степи, изданных огромными тиражами. Так легко и быстро сие из народной памяти на выветрится.
Помним, чтим и благодарим.