У известной сетевой писательницы увидела необычную рекламу питерской кофейни. Автор с подругой (другой сетевой писательницей, не менее известной) набрели на забавную вывеску и наудачу зашли выпить кофе. Огляделись: заведеньице крохотное, всего на два столика, очень уютное и любовно отделанное, за стойкой – сам хозяин, совсем молодой человек. Дамы попробовали кофе – превосходный, не хуже, чем в европах, съели по ложечке десертов – восхитительные. И цены, что немаловажно, в два раза меньше, чем в популярных сетевых кафе.
Малый, совсем малый бизнес. В огромном городе, в суровом "некофейном" климате, в не самой, мягко говоря, доброжелательной для инвесторов стране, с зашкаливающим уровнем коррупции. "И столько в этом доверчивости, и тихого героизма, и какой-то кроткой обреченности", — восклицает блогерша. И тут же призывает своих френдов и подписчиков стать клиентами этой прекрасной кофейни. Проголосовать за "тихий героизм", так сказать, трудовым рублем.
Я прочитала и подумала, как мне это близко. Вот этот почти материнский инстинкт — защитить и оградить росточек от всех бед. Слабый росточек, но при этом такой сильный, как может быть сильна добродетель в греховном мире.
Заметьте, описывая хозяина маленькой кофейни, блогерша тоже употребила полузабытое, почти вышедшее из современного обихода слово "кроткий". Словари толкуют его как "покорный, смирный". А еще – "незлобивый, лишенный зла, злости". Это очень важно – быть лишенным злости.
Я живу на улице, где постоянно умирают и рождаются новые бизнесы. Иногда этот процесс становится неуправляемо стремительным. Еще прошлой зимой был суши-бар, а летом, глядишь: рабочие приколачивают вывеску "Автозапчасти". Турагентство сменяет ателье по пошиву одежды, но не проходит и полугода, как на месте портняжного манекена красуются огромные буквы "МЫ ОТКРЫЛИСЬ!": прекрасных дам приглашают на маникюр и сахарный шугаринг. Безусловно, такая судорожная активность не говорит о стабильности в стране. А ведь за каждой снятой вывеской – чьи-то разбитые надежды и неотработанные кредиты, чье-то человеческое отчаяние.
Шанс выжить сегодня имеет тот малый бизнес, который готов предлагать людям не только товар (услугу) как таковой, но и — чувства и переживания. Потому что сегодняшний потребитель готов за это платить. Платить за чувство защищенности и уюта в мире, который продувается всеми ледяными ветрами. Почему человек выбирает маленькую кофейню с хозяином за стойкой, а не сетевой общепит? Не потому ли, что вместе с чашкой кофе он хочет получить греющие душу воспоминания о поездке в красиво заснеженную и подсвеченную рождественскими огнями Прагу.
Почему в поисках десерта для семейного праздника мы не бежим в супермаркет за синтетическим тортом, а заказываем в интернете фруктовый пирог "хэнд-мэйд", — не такой красивый и пышный, и, к тому же, стоящий намного дороже? Потому что он непосредственно апеллирует к нашим воспоминаниям из детства, когда была еще жива бабушка, на кухне по воскресеньям так сладко пахло домашней выпечкой, и вся семья собиралась за вечерним чаем.
Мы стали ездить по миру и с удивлением обнаружили, что наша индюшачья надутость – повод для осмеяния, но не для гордости. Что мир на самом деле живет просто и стремится к простоте. И что характерно для молодых потребительских обществ, вроде нашего, совсем не ценится в обществах, двигающихся вперед. Демонстрация социального статуса, примат "казаться" над "быть", уходит в прошлое, а опустевшую нишу заполняют переживания человека как личности, без оглядки на других.
Простая чашка кофе может принести совершенно полярные эмоции, будучи выпитой в различных предлагаемых обстоятельствах. Пусть ваш кофе всегда будет с добром. Для начала, как минимум – беззлобным.
Доброго дня!