https://ru.sputnik.kz/20240429/chistyy-chetverg-strastnaya-pyatnitsa-chto-znachit-kazhdyy-den-nedeli-pered-paskhoy-43949034.html
Чистый четверг, страстная пятница: что значит каждый день недели перед Пасхой
Чистый четверг, страстная пятница: что значит каждый день недели перед Пасхой
Sputnik Казахстан
С понедельника, 29 апреля, у православных верующих начинается Страстная седмица – особенное время перед Пасхой, когда Церковь вспоминает крестные страдания... 29.04.2024, Sputnik Казахстан
2024-04-29T07:00+0500
2024-04-29T07:00+0500
2024-04-29T07:00+0500
православие
праздник
великий пост
https://sputnik.kz/img/07e6/04/18/24408925_0:161:3067:1886_1920x0_80_0_0_ec96a14213d71d6f9d5e5dd952b0e9c4.jpg
АСТАНА, 29 апр - Sputnik, Наталья Бойко, АПН. Великий пост подошел к Страстной седмице. Фактически он завершается на этом как период покаяния, переходя в новый этап перед Великим Воскресеньем.Великий пост у православных верующих в Казахстане - что надо знатьВся эта неделя до светлого Христова Воскресенья, посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя: Его страданий, крестной смерти и погребения (в церковнославянском языке слово "страсть" означает "страдание"). Для православных это возможность снова стать свидетелями этих евангельских событий.Эта седмица (неделя) имеет два варианта именования: Великая и Страстная. Великой седмицей она называется у греков, тогда как в славянской традиции это название встречается редко. Зато все дни Страстной седмицы в восточном православии называются Великими.Светлая Пасха: откуда пришел этот праздник и как его отмечатьДругое название – Страстная седмица – в Типиконе встречается лишь однажды (в 17-й главе, посвященной расписанию кафисм). Зато в быту и в современной церковной периодике именование "Страстная седмица" стало популярным.В эти дни верующим предписывается строгий пост "ради Страстей Христовых", которые Он претерпел за грехи человечества. Кроме того, усиленным постом православные пытаются достойно подготовить себя к встрече светлого Христова Воскресения.Все содержание служб направлено к тому, чтобы чтением и песнопениями приблизить нас ко Христу, сделать нас способными духовно созерцать таинство искупления, к воспоминанию которого мы готовимся.Первые три дня этой седмицы посвящены усиленному приготовлению к воспоминанию страстей Христовых.В соответствии с тем, что Иисус Христос перед страданиями все дни проводил в храме, уча народ, Церковь отличает эти дни особенно продолжительным богослужением.Великий понедельникВ этот день вспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы.Согласно Евангелию, проклятие смоковницы случилось как раз в первые два дня седмицы сразу после входа Господня в Иерусалим: в понедельник Христос увидел смоковницу и проклял, не найдя на ней плодов, во вторник же ученики обнаружили, что она засохла. Церковь рассматривает это событие как науку для христиан: человек, не приносящий плода, погибает.Великий вторникЕдинственный день седмицы, не имеющий воспоминаний, связанных с событиями последних дней жизни Христа; в этот день всё внимание обращено на две притчи, произнесенные Христом как раз в Иерусалиме: притчу о талантах и притчу о десяти девах.Притча о талантах в идейном смысле является продолжением проклятия смоковницы, так как требует реализации дарованных нам талантов. Притча о десяти девах вводит новую тему – близости Второго пришествия Спасителя.Великая средаВ этот день воспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечере в Вифании, в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению.Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников (сумма, достаточная по тогдашним ценам для приобретения небольшого участка земли даже в окрестностях Иерусалима).В Великую Среду на литургии Преждеосвященных Даров в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами.Великий (Чистый) четвергВ четверг Страстной седмицы в богослужении воспоминаются четыре важнейшие евангельские события, совершившиеся в этот день: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии), умовение Господом ног ученикам в знак глубочайшего смирения и любви к ним, молитва Спасителя в саду Гефсиманском и предательство Иуды.В память об этом в Великий четверг, во время богослужения в кафедральных соборах, совершается чин умовения ног: архиерей омывает ноги 12 священникам или монахам.Многие полагают, что "чистым" четверг назван именно благодаря этой традиции.Еще одна теория происхождения названия "Чистый четверг" гласит, что в раннехристианские времена людей крестили в Страстную субботу, накануне Пасхи. К этому событию готовились весь Великий пост, поэтому Чистый четверг действительно назывался чистым от того, что перед крещением и Пасхой они приводили себя в порядок. Это закрепилось и в народных традициях.Согласно им, нужно рано утром, до восхода солнца, умыться, читая молитву. Затем принято проводить тщательную уборку в доме. После этого можно браться за приготовление пасхальных блюд. По поверьям, в неубранном доме запрещается печь куличи и красить яйца.Но, предупреждает Православная Церковь, стоит помнить, что суть этого дня состоит вовсе не в уборке жилища, а в духовном очищении. И, самое главное, в этот день Господь установил Таинство Причащения, поэтому все православные христиане стремятся причаститься Святых Христовых Таин на Божественной Литургии.Страстная пятницаСамый скорбный день в церковном календаре: в пятницу перед Пасхой распяли Иисуса Христа.День посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя, а также снятию с креста Его тела и погребения. На утрене Великого пятка (она служится в четверг вечером) читаются 12 Евангелий Завета Святых Страстей. Литургии в Великую Пятницу не бывает, а совершаются Царские Часы.Вечерня совершается в третьем часу дня (14.00), в час смерти Иисуса Христа на кресте, в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его.При пении особого тропаря священнослужители поднимают Плащаницу (т.е. изображение Христа, лежащего во гробе) с престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма в преднесении светильников и при каждении (воскурение кадилом) фимиамом. Плащаница размещается на особо приготовленном столе (гробнице). Священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницей. Вечером бывает вторая служба с крестным ходом.Плащаница находится на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.Это день строгого поста, когда не принято есть, по крайней мере, до выноса Плащаницы.Великая субботаВ Великую субботу (служба начинается вечером в пятницу) Церковь вспоминает погребение Иисуса Христа. А так же пребывание Его тела во гробе, сошествие душою в ад, для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия.В Великую субботу совершается литургия Василия Великого, начинающаяся вечерней. После малого входа с Евангелием читаются пред Плащаницей 15 паримий. В них собраны главные пророчества и прообразы, относящиеся к Иисусу Христу, как искупившему людей от греха и смерти.Богослужебное пение и чтение служат воспоминанием обычая древней Церкви крестить в Великую субботу оглашенных. По чтении Апостола вместо "Аллилуиа" поется семь стихов, избранных из псалмов, содержащих пророчества о Воскресении Господа: "Воскресни, Боже, суди земли".Возрождение храма: церковь в Аксу "кочевала" от мастерских до частного домаВо время пения этих стихов священнослужители переоблачаются в светлые одежды. Вместо Херувимской песни поется песнь "Да молчит всякая плоть человеча".В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на престол, где она и остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по воскресении Его из мертвых.После этого верующие ожидают наступления полуночи, в которую начинается светлая пасхальная радость праздника Воскресения Господа. Это та радость, о которой сказал Сам Господь: "Возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас".
https://ru.sputnik.kz/20230416/kak-my-na-paskhu-yaytsami-meryalis-33966196.html
Sputnik Казахстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2024
Sputnik Казахстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_KK
Sputnik Казахстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://sputnik.kz/img/07e6/04/18/24408925_169:0:2898:2047_1920x0_80_0_0_d78b93aba6ec106fcd67a559817e1c4b.jpgSputnik Казахстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
православие, праздник, великий пост
православие, праздник, великий пост
Чистый четверг, страстная пятница: что значит каждый день недели перед Пасхой
С понедельника, 29 апреля, у православных верующих начинается Страстная седмица – особенное время перед Пасхой, когда Церковь вспоминает крестные страдания Иисуса Христа. О значении этой недели и о том, как ее провести – в нашем материале.
АСТАНА, 29 апр - Sputnik, Наталья Бойко, АПН. Великий пост подошел к Страстной седмице. Фактически он завершается на этом как период покаяния, переходя в новый этап перед Великим Воскресеньем.
Вся эта неделя до светлого Христова Воскресенья, посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя: Его страданий, крестной смерти и погребения (в церковнославянском языке слово "страсть" означает "страдание"). Для православных это возможность снова стать свидетелями этих евангельских событий.
Эта седмица (неделя) имеет два варианта именования: Великая и Страстная. Великой седмицей она называется у греков, тогда как в славянской традиции это название встречается редко. Зато все дни Страстной седмицы в восточном православии называются Великими.
Другое название – Страстная седмица – в Типиконе встречается лишь однажды (в 17-й главе, посвященной расписанию кафисм). Зато в быту и в современной церковной периодике именование "Страстная седмица" стало популярным.
В эти дни верующим предписывается строгий пост "ради Страстей Христовых", которые Он претерпел за грехи человечества. Кроме того, усиленным постом православные пытаются достойно подготовить себя к встрече светлого Христова Воскресения.
Все содержание служб направлено к тому, чтобы чтением и песнопениями приблизить нас ко Христу, сделать нас способными духовно созерцать таинство искупления, к воспоминанию которого мы готовимся.
Первые три дня этой седмицы посвящены усиленному приготовлению к воспоминанию страстей Христовых.
В соответствии с тем, что Иисус Христос перед страданиями все дни проводил в храме, уча народ, Церковь отличает эти дни особенно продолжительным богослужением.
В этот день вспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы.
Согласно Евангелию, проклятие смоковницы случилось как раз в первые два дня седмицы сразу после входа Господня в Иерусалим: в понедельник Христос увидел смоковницу и проклял, не найдя на ней плодов, во вторник же ученики обнаружили, что она засохла. Церковь рассматривает это событие как науку для христиан: человек, не приносящий плода, погибает.
Единственный день седмицы, не имеющий воспоминаний, связанных с событиями последних дней жизни Христа; в этот день всё внимание обращено на две притчи, произнесенные Христом как раз в Иерусалиме: притчу о талантах и притчу о десяти девах.
Притча о талантах в идейном смысле является продолжением проклятия смоковницы, так как требует реализации дарованных нам талантов. Притча о десяти девах вводит новую тему – близости Второго пришествия Спасителя.
В этот день воспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечере в Вифании, в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению.
Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников (сумма, достаточная по тогдашним ценам для приобретения небольшого участка земли даже в окрестностях Иерусалима).
В Великую Среду на литургии Преждеосвященных Даров в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами.
В четверг Страстной седмицы в богослужении воспоминаются четыре важнейшие евангельские события, совершившиеся в этот день: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии), умовение Господом ног ученикам в знак глубочайшего смирения и любви к ним, молитва Спасителя в саду Гефсиманском и предательство Иуды.
В память об этом в Великий четверг, во время богослужения в кафедральных соборах, совершается чин умовения ног: архиерей омывает ноги 12 священникам или монахам.
Многие полагают, что "чистым" четверг назван именно благодаря этой традиции.
Еще одна теория происхождения названия "Чистый четверг" гласит, что в раннехристианские времена людей крестили в Страстную субботу, накануне Пасхи. К этому событию готовились весь Великий пост, поэтому Чистый четверг действительно назывался чистым от того, что перед крещением и Пасхой они приводили себя в порядок. Это закрепилось и в народных традициях.
Согласно им, нужно рано утром, до восхода солнца, умыться, читая молитву. Затем принято проводить тщательную уборку в доме. После этого можно браться за приготовление пасхальных блюд. По поверьям, в неубранном доме запрещается печь куличи и красить яйца.
Но, предупреждает Православная Церковь, стоит помнить, что суть этого дня состоит вовсе не в уборке жилища, а в духовном очищении. И, самое главное, в этот день Господь установил Таинство Причащения, поэтому все православные христиане стремятся причаститься Святых Христовых Таин на Божественной Литургии.
Самый скорбный день в церковном календаре: в пятницу перед Пасхой распяли Иисуса Христа.
День посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя, а также снятию с креста Его тела и погребения. На утрене Великого пятка (она служится в четверг вечером) читаются 12 Евангелий Завета Святых Страстей. Литургии в Великую Пятницу не бывает, а совершаются Царские Часы.
Вечерня совершается в третьем часу дня (14.00), в час смерти Иисуса Христа на кресте, в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его.
При пении особого тропаря священнослужители поднимают Плащаницу (т.е. изображение Христа, лежащего во гробе) с престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма в преднесении светильников и при каждении (воскурение кадилом) фимиамом. Плащаница размещается на особо приготовленном столе (гробнице). Священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницей. Вечером бывает вторая служба с крестным ходом.
Плащаница находится на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.
Это день строгого поста, когда не принято есть, по крайней мере, до выноса Плащаницы.
В Великую субботу (служба начинается вечером в пятницу) Церковь вспоминает погребение Иисуса Христа. А так же пребывание Его тела во гробе, сошествие душою в ад, для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия.
В Великую субботу совершается литургия Василия Великого, начинающаяся вечерней. После малого входа с Евангелием читаются пред Плащаницей 15 паримий. В них собраны главные пророчества и прообразы, относящиеся к Иисусу Христу, как искупившему людей от греха и смерти.
Богослужебное пение и чтение служат воспоминанием обычая древней Церкви крестить в Великую субботу оглашенных. По чтении Апостола вместо "Аллилуиа" поется семь стихов, избранных из псалмов, содержащих пророчества о Воскресении Господа: "Воскресни, Боже, суди земли".
Во время пения этих стихов священнослужители переоблачаются в светлые одежды. Вместо Херувимской песни поется песнь "Да молчит всякая плоть человеча".
В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на престол, где она и остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по воскресении Его из мертвых.
После этого верующие ожидают наступления полуночи, в которую начинается светлая пасхальная радость праздника Воскресения Господа. Это та радость, о которой сказал Сам Господь: "Возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас".