Как мы на Пасху яйцами мерялись

© Sputnik / Тимур БатыршинПасха в Никольском соборе Алматы
Пасха в Никольском соборе Алматы - Sputnik Казахстан, 1920, 16.04.2023
Подписаться
Когда я была пухлощекой рыжекудрой дошкольницей, лет сорок пять назад, не меньше, была у нашей семьи традиция отмечать весенние праздники у бабушки и дедушки
А все потому, что жили они в восьмиквартирном барачном доме с огромным ухоженным двором, весной тут было красиво и уютно, а жители того дома сосуществовали до того дружно, что праздники тоже гуляли гурьбой. С чаепитием (а чаще и с возлиянием браги) за огромным деревянным столом, поставленным под старыми карагачами, с танцами под гармошку и потешными уличными играми.
А посреди того двора, кстати, стояла огромная старинная дровяная печь с большими духовками, которую по субботам и праздникам протапливали, чтобы испечь хлеб и сдобу. Как только дрова прогорали, хозяйки выходили каждая из своей квартиры со сковородами, противнями и формами, наполненными тестом, и устанавливали их в духовки. Минут через десять по двору начинал плыть восхитительный запах свежей выпечки.
Целые сутки перед Пасхой та печь не отдыхала, бабы, натворив побольше сдобного теста, пекли куличи, булки, ватрушки, рыбники и посикунчики. И на главный православный праздник все ели эти невозможно вкусные творения рук женских. Каждая хозяйка, выставив на большой общий стол, свой пирог или сладкую сдобу, хотела, чтобы ее труд непременно оценили, попробовали все. Люди ели и хвалили, и пили чай и сладкое вино.
А дети и подростки играли в игры. И, так азартно, что, наблюдавшие со стороны за ними взрослые, часто, не выдержав, присоединялись.
На Пасху, выйдя с утра во двор, дети и подростки "мерились яйцами". Это такая старинная русская игра-забава. Где надо, вызвав соперника на бой, зажать в пальцах крашеное яйцо, и ударить им по яйцу, которое держит в руке оппонент. При этом, как правило, одно яйцо получает вмятину, а другое остается целым. И тот игрок, чье яйцо осталось целым, забирает крашеное яичко со вмятиной у своего соперника.
В нашем дворе некоторые мальчишки умели играть в "мериться яйцами" так ловко, что за полчаса собирали по два десятка трофеев.
Я же, неловкая толстая кроха, играла плохо. Проигрывала подряд штук 5-6 яиц, выпрашивая их одно за другим у бабушки, потом ревела, дедушка сажал меня на колени, утешал, гладил по голове, а потом кормил моим любимым пирогом с сомятиной. Я его с удовольствием ела, но меня все еще брала досада, что меня все обыгрывают, как дурочку. И не радовала ни губная гармошка фронтовика дяди Васи, ни котята в корзине за сараем. Может, новая кукла бы помогла…
А в тот год, когда мне исполнилось пять лет, папа накануне Пасхи сделал на столярном станке у себя на работе деревянное яйцо. Покрасил его старой гуашью, высушил, и утром в воскресенье вручил мне: "На, иди, играй! Только в руки никому другому не давай".
Я пошла с деревянным яйцом во двор, даже не предполагая, что оно не настоящее, и, "намерившись яйцами" с соседскими мальчишками и девчонками, вернулась домой с полными карманами крашеных свеклой и зеленкой мятых яиц. А мои соперники остались "чесать репы", отчего это толстой кудряшке сегодня так жутко везло?
Бабушка, когда я торжественно вручили ей свои трофеи, расспросила меня, как же я выиграла их. Рассмотрела подаренное мне отцом яйцо, покачала головой, сурово поглядела на папу, который в ответ хитро улыбнулся. И повела меня во двор – раздавать выигранные мной яйца христославам, деткам с нашей улицы, которые пришли в наш двор славить Иисуса Христа и петь божественные песни. Я была совсем не против раздавать эти крашеные яйца, у нас их дома было много, а эти было отдавать даже приятно, сама же "добыла". После мы со всеми соседями уселись за стол, пили чай, я ела крошечный куличик, получила в подарок от бабушки на Пасху необыкновенной милоты тряпичную куклу. И про "счастливое" яйцо как-то забыла.
Оно потом стало семейной реликвией, бабушка хранила это деревянное изделие на полке под иконостасом много лет. А про то, что полночи в столярной мастерской делал его однажды папа, очень хотевший, чтобы его дочка на Светлую Пасху была радостной, мне рассказали домашние, когда мне было уже лет пятнадцать.
Сейчас и папы на этом свете уже нет, и бабушка из жизни ушла. А счастливые моменты моей жизни, когда любимые люди были рядом, а я была смешной девочкой, вспоминаются все чаще. Кукла та тряпичная по имени Ляля сейчас живет в сундуке у моей внучки, а, вот яичко крашеное деревянное, к сожалению, потерялось при переезде…
Лента новостей
0