Пресс-центр Sputnik Казахстан - Sputnik Казахстан, 1920, 04.02.2022
Пресс-центр
Мультимедийный пресс-центр Sputnik Казахстан, город Астана, улица Кунаева, 10. Телефон +7 (7172) 47 26 73.

Казахстану нужно срочно искать новые возможности логистики - эксперт о ситуации с КТК

© Sputnik / Vitaliy BelousovБорис Марцинкевич
Борис Марцинкевич  - Sputnik Казахстан, 1920, 30.03.2022
Подписаться
НУР-СУЛТАН, 30 мар — Sputnik. Казахстану необходимо срочно искать новые возможности логистики нефти в связи с ситуацией на морском терминале Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Своим мнением поделился эксперт по энергетике, главный редактор журнала "Геоэнергетика.инфо" Борис Марцинкевич в ходе видеомоста Москва - Минск - Ереван - Бишкек - Нур-Султан - Тбилиси информационного агентства Sputnik.
"Для Казахстана это действительно очень серьезный удар, потому что из 1,1 млн баррелей нефти в сутки, которые шли через 3 ВПУ (выносные причальные устройства), порядка 75% - это была нефть Казахстана. Казахстану сейчас сложно, надо в срочном порядке менять логистику. Обстановка напряженная, надеюсь, что Казахстан справится", - сказал Марцинкевич.
На вопрос, какие есть альтернативы КТК, эксперт отметил: есть возможность часть нефти направить через Азербайджан до морских берегов в Турции.
"Все зависит от того, с какой скоростью будут идти все переговоры с турецкой стороной, которой предстоит этот груз принять, каким-то образом решить вопрос с танкерами. Сложная ситуация", - отметил он.
"Азербайджан построил трубопровод до Эрзурума, может быть, частично нефть удастся переваливать через порты в Грузию, частично в Турцию. Но там совсем другая мощность и всю проблему не решит, может, быть как дополнительный канал с учетом того, что у нас совсем скоро очередное заседание министров ОПЕК+ и, вероятнее всего, квота будет повышена. Я думаю, такой канал надо прорабатывать для Казахстана, он точно лишним не будет", - отметил Марцинкевич.
Что касается направления на Китай, то есть возможности нарастить объемы поставок по железной дороге.
Ремонтные работы на морском терминале КТК продлятся не менее 3-4 недель
"Вряд ли можно вести речь о строительстве магистрального нефтепровода в сторону Китая, но железнодорожные перевозки, я думаю, надо расширять. Особенно с учетом, что заключено соглашение Роснефти с Китаем об увеличении поставок транзитом железнодорожными путями через территорию Казахстана. Думаю, тоже какая-то квота может быть, потому что заинтересованы все", - сказал эксперт.
Он напомнил, по сообщению КТК, в настоящее время из трех ВПУ работает только одно.
"Частично сейчас отгрузка идет, не все потеряно. Потеряно, грубо говоря, процентов 75. Потому что ВПУ-1 была самая маленькая помощница. По предварительным оценкам, ситуация на КТК может затянуться от одного до двух месяцев в зависимости от того, с какой скоростью "Шеврон" сможет объяснить, что компания не находится под санкциями и запчасти нужны. Причем запчасти были авансом оплачены, там пошла бюрократическая процедура. Будем надеяться, что "Шеврон" справится", - сказал Марцинкевич.
КТК ведет отгрузку нефти на минимальных режимах
Также он выразил надежду, что больше информации по ситуации с КТК будет поступать от министерства энергетики Казахстана.
Как сообщалось, 22 марта для исключения риска аварийного разлива нефти в акваторию Черного моря погрузка на морском терминале КТК была приостановлена на всех трех выносных причальных устройствах (ВПУ). Такое решение принято по результатам обследований, выявивших вызванные штормом повреждения оборудования ВПУ-3 и ВПУ- 2, а также в связи с невозможностью по погодным условиям оперативно провести водолазную инспекцию ВПУ-1.
Минэнерго Казахстана сообщило, что в связи с восстановительными работами на КТК, объем потерянной добычи нефти Казахстана может составить около 320 тыс. баррелей в сутки (1,3 млн. тонн) на период ремонта до конца апреля текущего года. Это сокращение будет считаться частью компенсационного плана в рамках взаимодействия с партнерами по ОПЕК+.
Полностью видеомост доступен по ссылке
Лента новостей
0