Почему люди терпеть не могут сограждан на электросамокатах

© Photo : Рixabay / confessusЭлектросамокат
Электросамокат - Sputnik Казахстан, 1920, 28.11.2021
Подписаться
Корреспондент Sputnik Казахстан исследовал вопрос, удобно ли ездить на электросамокатах, можно ли не раздражать пешеходов и водителей, а также пришел к выводу, что от электросамоката он сам откажется

АЛМАТЫ, 28 ноя — Sputnik. За последний год тема использования в городах электросамокатов набила оскомину всем: пешеходам, автомобилистам, местным исполнительным органам, полицейским. Человек на самокате большинством воспринимается как абсолютное "безголовое" зло, лихач, экстремал, самоубийца. Почему так произошло и можно ли это исправить?

Времена меняются

Весной 2020 года, когда решился приобрести электросамокат, я почувствовал себя абсолютно счастливым человеком.

Средство индивидуальной мобильности (СИМ), как сейчас называют все – от велосипеда до мопеда, включая самокаты, моноколеса и сигвеи, решило для меня проблему быстрого передвижения по городу в любом направлении, значительно сэкономив время на дорогу из любой точки "А" в любую точку "Б".

А тут еще и пандемия с локдауном: автобусов нет, личные авто строго по пропускам, такси по заоблачным ценам. Но для меня, как для журналиста, а люди нашей профессии в это время продолжали активную работу, что называется, в поле, этих проблем больше не существовало. Вот и в этом году, с наступлением теплых дней, я достал своего железного коня и езжу до сих пор, когда позволяет погода.

Однако следующей весной, вероятно, от электросамоката я откажусь. И причины на это две.

Первая – откровенно слабо развитая для такого крупного мегаполиса, как Алматы, инфраструктура велодорожек. Их мало – менее ста километров. Да и те, по большей части, еще пригодны для велосипедов, но крайне опасны для владельцев самокатов: даже небольшой дефект покрытия, коих великое множество, может стать причиной серьезного ЧП из-за маленьких колес.

Вторая – откровенная раздраженность, а порой и ненависть как пешеходов, так и автолюбителей в отношении владельцев электросамокатов, когда в отсутствие велодорожки приходится передвигаться по тротуару или по проезжей части. Конфликты по этому поводу мне неоднократно приходилось видеть не только в соцсетях, но и своими глазами.

В последний год число конфликтов "самокатеров" с другими участниками дорожного движения растет, прогрессируя пропорционально появлению в Алматы кикшеринговых (прокат электросамокатов) компаний.

Выйти из "серой" зоны

В настоящее время таких компаний в крупнейшем мегаполисе Казахстана три.

Бизнес, по словам их представителей, совсем недавно создавших Ассоциацию экологичного транспорта, очень перспективный и быстро развивающийся. Вот только, почему-то, до сих пор находящийся в "серой" зоне. Не в том плане, что налоги не платят. С этим все в порядке. А в том, что, несмотря на его бурное развитие, электрические средства индивидуальной мобильности до сих пор вне закона.

Отсутствие четкого определения понятия СИМ в законах, а также правил, которые должны соблюдать их владельцы или арендаторы, как раз и приводит к настоящему хаосу на улицах города и устойчивой нелюбви к самокатерам других участников дорожного движения.

В Казахстане предложили запретить ввоз опасных электросамокатов

Именно эти вопросы, в преддверии скорого закрытия сезона микромобильного транспорта 2021 года, были подняты на встрече по его дальнейшему развитию.

Чтобы как-то исправить и урегулировать сложившуюся ситуацию, владельцы кикшеринговых компаний предложили ряд мер, которые, по их мнению, в корне изменят обстановку.

Во-первых, предложено наконец законодательно закрепить понятие "средств индивидуальной мобильности" и отнести к ним электротранспорт, который движется со скоростью до 25 километров в час. При этом, при их эксплуатации, также законодательно, обязать владельцев соблюдать правила дорожного движения, существующие для велосипедистов.

Во-вторых, решить вопросы, как и где можно передвигаться на микромобильном транспорте: велодорожки, тротуары, дороги. И в-третьих, создать условия для развития инфраструктуры, то есть увеличения километража велодорожек, чтобы как можно меньше пересекаться с другими участниками дорожного движения и снизить у них градус неприятия.

Туманные перспективы

Что ни говори, предложения представителей кикшеринговых компаний, на чьих балансах сотни электросамокатов, здравые и нужные.

Непонятно другое: почему власти, разрешив их деятельность в крупных городах, изначально не создали для этого правовую основу, удобную и полноценную инфраструктуру, а только после того, как начался настоящий хаос, озаботились этой проблемой?

В то, что это стало неожиданностью – верится с трудом. Ведь сложно себе представить, чтобы, к примеру, строительная компания сначала возвела дом, а уже потом, когда он начал шататься и трещать по швам, вспомнила о том, что изначально нужно было залить фундамент.

В Казахстане могут ввести ограничения для электросамокатов

Практически со стопроцентной уверенностью можно утверждать, что законодательное закрепление правил для пользователей микромобильного транспорта далеко не сразу решит все существующие проблемы, если вообще способно их решить. Хотя бы потому, что правила существуют для того, чтобы их нарушать – так устроен человек. А значит неминуемо возникнет вопрос, кто и как будет бороться с нарушителями.

В Ассоциации экологичного транспорта уверены, что принятие закона, а значит и возможных последствий за его нарушение, дисциплинирует электросамокатеров. Говорят: "Ну научили же водителей авто пристегиваться ремнями безопасности и не переезжать стоп-линию на светофорах. Так будет и здесь". Скорее всего, не будет. И объясню, почему.

Во-первых, чтобы соблюдать правила, их нужно, как минимум знать.

Перелетел через машину: самокатчика сбили в Алматы - видео

К примеру, автолюбители, чтобы получить право управлять машиной, учатся и сдают экзамены. Для самокатеров таких требований нет и вряд ли появятся. Во-вторых, нарушивших владельцев авто легко вычислить по госномеру транспортного средства. Микромобильный транспорт таковых не имеет, а значит видеокамеры, устанавливаемые повсеместно, тут бесполезны.

Можно, конечно, рассчитывать на то, что нарушения будут выявлять полицейские. Но в это верится с трудом. Хотя бы потому, как "активно" они ведут работу с пешеходами-нарушителями ПДД. Последних чаще просто не замечают и наказывают только в дни проведения целенаправленных отработок "Пешеход". В остальное время они остаются безнаказанными. И было бы утопией поверить в то, что МВД создаст специальное подразделение инспекторов на самокатах, которые будут "охотиться" за нарушителями на средствах индивидуальной мобильности.

В надежде на сознательность

Сегодня кикшеринговые компании пытаются в силу своих возможностей решать вопросы безопасности при использовании клиентами средств индивидуальной мобильности.

К примеру, их собственными правилами ограничивается использование электросамокатов гражданами, не достигшими 18 лет. Сделать это не сложно, ведь оплата за аренду происходит с банковских карт, которые выдаются с 18 лет. Появившиеся в последнее время детские карты мобильное приложение просто блокирует.

Однако подростки на арендных самокатах – не такая уж и большая редкость. Вероятно, родители или старшие братья и сестры передают им свои карты, не особо задумываясь о последствиях. Как вести контроль в этом случае – не понятно.

Сбил малыша на тротуаре и скрылся: полиция нашла в Алматы нарушителя на самокате

Также условиями кикшеринговых компаний строго настрого запрещаются поездки на самокатах одновременно двух человек. Тем не менее, наблюдать такую картину можно изо дня в день и не раз. В случае выявления подобных нарушений, также предусмотрена блокировка клиента в приложении. Но кто за этим может ответственно проследить?

Существует и еще одна проблема: беря в аренду электросамокат, клиент не имеет возможности вместе с ним арендовать и средства защиты, к примеру шлем, чтобы в случае чего уберечь самое ценное – голову. А попасть в ДТП на скорости 20-25 километров в час (именно такое ограничение устанавливают кикшеринговые компании на своих СИМ), то еще "удовольствие": оказаться на больничной койке с тяжелыми травмами – легко.

И таких проблемных вопросов еще много. А ответ на них сегодня и у городских властей, и у кикшеринговых компаний пока только один – поднимать культуру пользователей микромобильного транспорта. На сколько это эффективно – тоже вопрос.

Когда станет лучше?

Возвращаясь к вопросу развития инфраструктуры для средств индивидуальной мобильности, стоит отметить, что это – чуть ли не единственная возможность снизить накал страстей между самокатерами, водителями авто и пешеходами и обеспечить безопасность для всех. Однако эта работа идет с большим скрипом и пробуксовками и вряд ли в ближайшее время будет по-другому.

К примеру, в управлении городской мобильности Алматы рассказали, что в этом году новых велодорожек практически не организовывалось. Основные силы были брошены на разработку стратегии развития велоинфраструктуры в перспективе до 2030 года.

Какой она будет, сейчас можно только гадать. Но очень хочется верить в то, что ее развитие не ограничится нанесением разметки велодорожек на тех или иных улицах и выставлением боллардов вдоль них на время сезона велосипедистов и самокатеров. Тут властям предстоит не забывать и о том, что, как и любая инфраструктура, эта требует постоянного контроля и обновления. Увы, в большинстве крупных городов, про этот пунктик вспоминают не часто.

Лента новостей
0