ПЕТРОПАВЛОВСК, 19 мая — Sputnik. В Северо-Казахстанской области орнитологи метят краснокнижных перелетных гусей спутниковыми передатчиками, чтобы изучить их миграционные маршруты, а также возможные причины гибели, передает корреспондент Sputnik Казахстан.
Каждую весну ученые работают на водоеме близ села Чириковка в Есильском районе. Место выбрано не случайно: именно здесь можно встретить краснозобых казарок, редкого вида водоплавающих птиц, находящихся под охраной международной Красной книги.
Навигатор для пернатых
Орнитологи отлавливают и снаряжают птиц GPS/GSM-трекерами (или спутниковыми передатчики). Эти устройства позволяют следить за перемещением пернатых с земли, чтобы, к примеру, оценить риски гибели казарок от незаконной охоты на миграционных путях в Казахстане и других странах.
Главная цель орнитологов - сохранение численности краснозобых казарок, работают специалисты в рамках крупных международных проектов. В частности, с 2017 года действует проект "Безопасный пролетный путь", финансируемый природоохранной программой LIFE Европейской комиссии.
Как объясняют североказахстанские ученые, этот проект охватывает пять стран, через которые проходят пути миграции казарки, ведь для того, чтобы сохранить вид, необходимо принимать меры на всем пути перемещения птицы. Зимует краснозобая казарка на черноморском побережье в Болгарии, Румынии, Украине, России, гнездится – в арктической части России. А во время весенней миграции из мест зимовки к местам гнездования (и на обратном пути осенью) эта птица пролетом бывает в Северном Казахстане.
На местных водоемах птицы останавливаются для отдыха и кормежки, чтобы благополучно продолжить перелет. Причем огромное количество птиц собирается на относительно небольшой территории. Орнитологам в таких условиях удается точнее подсчитать популяцию и легче заниматься ее изучением.
Лучше казарка в руках
Самая сложная часть работы - отловить казарок. Обычно эту миссию доверяют учителю биологии Токушинской школы-гимназии, члену клуба бедвочеров Северо-Казахстанской области и Казахстанской ассоциации сохранения биоразнообразия АСБК Михаилу Калашникову.
Михаил рассказывает, что ловят птиц с помощью специальных ловушек – тщательно замаскированной сети. Для ловушки подбирается место на берегу водоема, где птицы чаще всего выходят на сушу отдохнуть и подкормиться. Орнитологи заманивают пернатых зерном и горохом. Идут и на другие хитрости, например, используют подсадных гусей (гибрид дикой и домашней птицы). Видя сородича на берегу, дикие птицы чувствуют себя спокойнее и не боятся подходить к месту отлова.
За тридцать метров от ловушки орнитологи сооружают скрадок – укрытие из камыша, в котором один из членов команды караулит птиц.
"Когда птицы заходят в зону действия сети, нужно дернуть тросик – он приводит в действие пружины, а они в свою очередь поднимают сеть, – объясняет Михаил Калашников. – Таким образом нам однажды посчастливилось поймать сразу 29 казарок, так сказать, накрыть одним "выстрелом". Но на самом деле это — большая удача. Чаще всего за раз отлавливаем одну-две птицы. Редко, когда их бывает больше. Иногда в укрытии можно просидеть 12 часов кряду, так и не дождавшись пернатых. Поэтому, когда в поле зрения появляется хотя бы одна птица, испытываешь невероятное волнение".
Как только птица оказывается в ловушке, нужно реагировать незамедлительно. Нельзя допустить того, чтобы казарка навредила себе, пытаясь освободиться из сети.
"Подбегаю, накрываю птице голову (так птица испытывает меньше стресса) и начинаю оперативно распутывать сеть. Тут же сигнализирую членам группы, находящимся в лагере (он расположен на другом берегу водоема), чтобы они выезжали на подмогу", – рассказывает орнитолог.
Отловленных птиц орнитологи усаживают в деревянный короб и везут в лагерь. Остальную часть работы проводят уже на том берегу, чтобы не тревожить птиц, оставшихся на водоеме.
В лагере каждую пойманную птицу взвешивают и проводят замеры: измеряют длину клюва и хвоста, обхват шеи, размах крыльев, а также берут перья для генетического анализа. Только после всех этих процедур на птицу надевают спутниковый передатчик либо (а иногда и вместе) надевают на лапку алюминиевое или пластмассовое колечко с номером.
На все манипуляции в среднем уходит около 15-20 минут на одну птицу. Конечно, для диких птиц все эти процедуры малоприятны, они напуганы – впервые и возможно единственный раз в жизни они находятся так близко рядом с человеком, которого стараются избегать в естественных условиях. Поэтому после проделанной работы казарок как можно быстрее выпускают на волю.
Ошейник для птицы
К слову, впервые в Казахстане краснозобые казарки были помечены спутниковыми передатчиками именно в Северо-Казахстанской области в 2019 году.
По словам старшего преподавателя кафедры биологии Северо-Казахстанского университета имени Манаша Козыбаева, члена клуба бедвочеров СКО и Казахстанской ассоциации сохранения биоразнообразия АСБК Ивана Зубань, теперь впервые в мировой практике местные орнитологи будут апробировать установку краснозобым казаркам передатчиков ошейникового типа.
"До этого использовали передатчик-рюкзачок, который надевался на спинку птице. Весит он порядка 20 граммов, меньше 1 процента от веса птицы и никаких повреждений ей не наносит и не стесняет движений. Однако, как оказалось, тефлоновые крепления на передатчиках-рюкзачках недостаточно прочные и довольно часто птицы просто теряют устройства. Иногда их потом находят по сигналу, но не всегда это удается. Поэтому в этом году болгарскими коллегами было принято решение закупить передатчики ошейникового типа литовского производства. Устройства успешно прошли испытания в зоопарке на птицах, живущих в неволе", – рассказал Иван Зубань.
Пеликан – птица 2021 года в Казахстане
С таким багажом птицам предстоит долгий путь – отдохнув и набравшись сил, краснозобые казарки полетят к местам гнездования на острова Таймыр, Ямал и Гыданский полуостров в российской Арктике. И за их передвижением пристально будут наблюдать с земли. Передатчик работает от солнечных батарей и может прослужить порядка трех лет. За это время птица совершит шесть перелетов. Благодаря датчикам специалисты смогут отследить миграционные пути и установить, какие проблемы на них встречаются, зачастую передатчики помогают установить причины гибели птиц.
Неудачное имя
Например, таким образом ученые отследили ряд фактов браконьерства, в том числе и в Северо-Казахстанской области.
Замерзающего филина спасли в Усть-Каменогорске - фото
К слову, браконьеры редко целятся именно в казарку. Дело в том, что краснозобая казарка формирует смешанные стаи с белолобым и серым гусем, которые являются охотничьими видами, поэтому, когда охотники стреляют по гусям, то казарки часто становятся их случайной добычей. От других видов гусей казарку отличает очень яркое и контрастное оперение и небольшие размеры. Но, к сожалению, это не спасает ее от браконьерского отстрела.
Хотя этот вид находится под охраной международной и региональных Красных книг, включен в ряд международных конвенций по охране природы, и охота на казарку повсеместно запрещена, браконьерские инциденты встречаются на всем пути перемещения птицы. Орнитологи говорят, что казарка более доверчивая птица, по сравнению с гусями, и от своей доверчивости страдает намного чаще.
С 2019 года в Северо-Казахстанской области передатчиками пометили 23 краснозобые казарки, из них живы сейчас только две птицы. Этой весной они удачно вернулись с мест зимовок и сейчас, судя по сигналу передатчиков, находятся в районе Магжана Жумабаева.
Краснозобая казарка – редкая птица. Во время осенней миграции пернатых североказахстанские орнитологи насчитывают до 120 тысяч ее особей. Это очень мало. Для сравнения: евроазиатская популяция белолобого гуся составляет порядка 2,5 миллиона.
Гусь – птица умная
Уже на протяжении трех лет орнитологи метят передатчикам и серых гусей. Их численность за последние 20 лет сильно сократилась, по подсчетам ученых, как минимум в пять раз.
"Из 13 помеченных за предыдущие два года птиц в настоящее время живы только три. Достоверно назвать причины мы не можем. Иногда просто передатчик перестает подавать сигнал, или, судя по застывшему на месте сигналу, птица перестает перемещаться. Но четыре-пять особей были точно добыты охотниками. Как мы это понимаем? Допустим, мы по сигналу видим, что птица продолжительное время перелетала с озера на поле и обратно. И тут в какой-то момент она перемещается в соседнюю деревню. И там начинает "гулять" из одного дома в другой...", – рассказывает Иван Зубань.
Орнитологи делают вывод, что, скорее всего, охотник подстрелил гуся, привез домой, а потом начал хвастаться добычей соседям и демонстрировать интересную находку - непонятное устройство, обнаруженное на шее или на спинке снаряженной передатчиком птицы.
Впрочем, под обстрел браконьеров, к счастью, попадают не все птицы. Некоторых помеченных в прошлые годы пернатых орнитологам удается встретить снова на территории нашей области. Иногда уже с потомством.
"Прошлым летом с той стороны озера я видел пару помеченных серых гусей, которые были с гусятами. На следующий же год после того, как их пометили, они вернулись на это место", – говорит Иван Зубань.
Орнитологи отмечают, что серый гусь – очень умная птица. За годы противостояния с браконьерами они усвоили для себя несколько хитростей. Например, по рассказам охотников, если раньше гуси всегда кормились на одном и том же месте, то теперь предпочитают перелетать с места на место. А перед открытием осенней охоты вообще стараются покинуть эти края.
Розовое на синем: фламинго приземлились на озере близ Актау - видео
"То есть буквально вчера еще сидели, а на завтра их уже нет...", – удивляются потом охотники.
А еще у серых гусей есть разведчики. Прежде чем основная масса птиц придет на поле, впереди летят 10-15 гусей. Пролетают, делают круг, и, если все спокойно, дают сигнал, что опасности нет, и только потом уже летит основная масса.
Поэтому даже хорошо знакомым с повадками этих птиц орнитологам не всегда удается их перехитрить.
"В первые годы мечения птиц передатчиками мы использовали для приманки гусей искусственные пластиковые чучела, ставили их по краям зоны отлова. Но гуси метров за 50 подходили, смотрели и уходили — не велись на эту уловку. И только когда начали использовать подсадных птиц, дело пошло в гору – стало получаться отлавливать гусей", – вспоминают специалисты.
Колечко, на память колечко
Изучение миграционных маршрутов различных видов птиц сначала с помощью колец, а теперь и с помощью спутниковых трекеров позволяет орнитологам выяснить интересные и важные факты из жизни птиц.
Например, любая последующая встреча окольцованной птицы в результате ее повторного отлова или простого наблюдения, или даже обнаружение погибшей птицы, даст орнитологам массу информации о жизни данной особи, и особенно о ее перемещениях. Также такие кольца позволяют изучить важные популяционные показатели (например, выживаемость, репродуктивный успех, средняя продолжительность жизни, смертность в различные периоды жизненного цикла и т.д.) и помогают ученым пролить свет на причины изменения размеров популяции.
Поэтому очень важно, встретив окольцованную дикую птицу (даже погибшую), переписать все данные с ее кольца или сфотографировать птицу, описать условия и место, где она была найдена, и сообщить орнитологам.
"Несколько лет назад кто-то из пастухов обнаружил окольцованную птицу и принес нам кольца, мы в свою очередь передали информацию в центр кольцевания в Москву, там выяснилось, что эта птица прожила 18 лет", - рассказал Иван Зубань.
Благодаря подобным исследованиям, ученые, к примеру, выяснили, что серые гуси с одной гнездовой популяции, буквально с одного водоема, летят на зимовку в четыре страны: зимуют в Иране, Узбекистане, Туркменистане и Азербайджане, а весной снова все прилетают на это же место.
Также исследования орнитологов из разных стран показали, что за последние 20-30 лет изменились пути миграции и зимовки краснозобой казарки. Всего несколько десятков лет назад эти птицы зимовали на Каспийском море на территории Азербайджана, а теперь предпочитают черноморское побережье. Знание путей перелетов, мест остановок в периоды миграций, гнездования и зимовок позволит планировать и совершенствовать охрану птиц и их местообитания как на национальном, так и на международном уровне.