АЛМАТЫ, 13 мая — Sputnik. Генеральный директор Республиканского научно-практического центра психического здоровья Николай Негай рассказал корреспонденту Sputnik Казахстан, при каких психических расстройствах человека могут поставить на учет, почему общество до сих пор относится к таким людям с предубеждением, как с этим бороться и что делать, если вам поставили психиатрический диагноз.
Сколько людей с психическими расстройствами в Казахстане
- У людей, которые состоят на учете, тяжелые хронические заболевания. Им нужно постоянное наблюдение, поддерживающая терапия. Их не так много в целом по стране - порядка 190 тысяч. А если говорить вообще о распространенности психических поведенческих расстройств, то я скажу, что хоть раз в жизни практически каждый человек испытывал то или иное психическое расстройство.
К примеру, нарушения сна, связанные с переживаниями, или пониженное в течение долгого времени настроение, которое препятствует нормальному социальному функционированию, выраженная слабость, когда ничего не хочется делать, - это все как раз из историй психических расстройств. Я думаю, каждый человек хоть раз в жизни думал, что надо обратиться к психологу или психотерапевту.
На кухне мы тоже часто говорим: "Слушай, у меня там проблемы. И вроде бы они решились, но какой-то у меня "осадок". Из-за этого "осадка" я думаю, переживаю. Что-то я хочу обратиться к психологу".
Но нам мешает наша стигма, то есть предубеждение против психологов, психотерапевтов, психиатров – что обо мне подумают люди?. Поэтому однозначно ответить на вопрос, сколько у нас людей с психическими расстройствами, сложно. То есть мы говорим о тех, кто состоит в медицинских организациях, это обычно хронические тяжелые формы, которые требуют постоянного динамического наблюдения врача-психиатра.
- Какими психическими расстройствами казахстанцы страдают чаще всего?
- Есть статистика по тяжелым хроническим заболеваниям у состоящих на учете. В большинстве случаев это умственная отсталость - врожденное нарушение интеллекта. Это основная группа, она составляет более 30%.
Вторая группа – это органические поражения головного мозга после травм, инсультов, выраженных серьезных отравлений, которые подействовали на центральную нервную систему и повлекли серьезные последствия – это чуть меньше 30%.
Психоаналитик объяснил мотивы зверского убийства Аяжан Едиловой
Третья группа – больные шизофренией. Это люди, у которых инвалидность по заболеванию шизофренией, в удельном весе хронических психических расстройств они занимают около 15-20%.
Но я хочу сразу сказать, что можно добиться полной редукции по основным тяжелым хроническим заболеваниям. И такие люди будут так же представлять себя в обществе, как остальные, при правильном лечении и, самое главное, при своевременном обращении. А то обычно к нам обращаются в крайне запущенных формах.
В большинстве случаев достигается ремиссия и ресоциализация. Внешне человек может не отличаться от других. Может, с некоторыми особенностями. Если это умственная отсталость, может не так быстро соображать, но в целом он может быть полезным обществу, работать на работах, не требующих серьезной умственной активности, и нормально функционировать.
Кому назначают принудительное психиатрическое лечение
- Каковы критерии для назначения принудительного лечения?
- У нас в двух сферах может быть принудительное лечение. Первое – в рамках Уголовного кодекса, когда человек уже совершил правонарушение по психопатологическим мотивам. Допустим, ему голос говорил "укради", он пошел и украл. Не ради наживы, ему голос приказал - он украл и раздал в церкви. Такие случаи часто бывали.
Таким больным могут судом назначить принудительные меры медицинского характера, и они могут лечиться и амбулаторно, и в стационаре общего типа, и в стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением. Их не так много, в целом по стране там лежит меньше 700 человек за все годы. Потому что они лежат там достаточно долго.
И вторая группа – это в рамках Гражданского кодекса, когда человек еще ничего не совершил, но, вполне возможно, совершит по психопатологическим мотивам. Например, он говорит: "Мне сейчас голос говорит, что нужно что-то сделать. Я не могу сопротивляться".
Либо человек вел себя неадекватно в общественных местах. Органы внутренних дел привозят в психиатрическую организацию. Понятно, что человек может не согласиться. Есть законодательством установленный алгоритм действий, когда в последующем направляют в суд и там уже принимают решение о принудительном лечении. Такие случаи бывали.
- Мать не может закрыть сына на принудительное лечение?
- Бытует мнение, что может. Родственники могут написать заявление в психиатрическую больницу, скорую помощь, куда угодно, но основным моментом для решения является комиссионный осмотр врачей-психиатров. Сначала врач один выезжает, и если обнаруживает признаки, то комиссионно рассматривают. Очень часто врачи-психиатры отказывают, потому что нет причин. Существует субъективное мнение, что очень легко взять и "закрыть" человека. На самом деле это очень сложно.
Психиатрический диагноз – крест на всю жизнь?
- Как жить дальше, если тебе поставили психиатрический диагноз? К примеру, шизофрению.
- Диагноз может вмешаться в социализацию, только когда у вас обострение или усиление симптомов расстройств. Во всех остальных случаях ничего не надо делать. Вы такой же гражданин с такими же правами, потребностями. Другое дело, что вам периодически может быть необходима помощь специалиста. Здесь просто надо вовремя обратиться. Нужно понимать, что в подавляющем большинстве случаев мы можем полностью добиться ресоциализации пациента, вернуть его в общество. Если он работал на какой-то высокотехнологичной, высокоемкой специальности, то может быть переход специальности в более легкую, чтобы не было обострения, перегруза, напряжения.
На что имеют право интернаты в отношении женщин-инвалидов
В целом, жизнь не потеряна, жить нужно. Самое главное - не заниматься самоуничижением. Тогда, конечно, можно и потерять себя.
- Может ли один человек довести другого до психического заболевания?
- Давайте будем говорить все-таки о расстройствах - допустим, невротических. Да, конечно, может. Особенно те люди, которые наиболее значимы в жизни соответствующего человека. Мы таких примеров видим уйму на самом деле. Когда вечными придирками вызывают снижение настроения на длительное время - допустим, начальник.
Руководитель вечно придирается по каким-то поводам – то не так, это не так, при этом выделяя других людей абсолютно необоснованно с точки зрения человека. Или, может быть, объективно. Но в целом это может вызвать снижение настроения, эмоциональную подавленность, неверие в себя. И начинается самостигматизирование – "я не могу этого сделать".
Это приводит к негативным мыслям, нарушению сна, начинаешь думать - мысли постепенно превращаются в некую жвачку. И, конечно, это может произойти. При невротических расстройствах патогенная информация является основным причинным фактором для возникновения тех или иных расстройств.
- Есть мнение, что психические расстройства могут быть заразными. Так ли это?
- Конечно, это не инфекционные заболевания, они не передаются друг другу. Но есть такое понятие, как индуцированные психические расстройства, то есть расстройства, характеризующиеся появлением тех или иных болезненных проявлений у личности, которая контактирует с психическим больным человеком. Патология может иметь различные названия – это индуцированное расстройство, помешательство вдвоем и так далее.
Она не имеет под собой генетических, нейрохимических или иных биологических причин, как другие расстройства психической деятельности. Главный элемент патогенеза – близкий эмоциональный контакт с человеком, который имеет психическое заболевания. Проявления очень схожи между собой. Имеет значение внушаемость человека, эмоциональная связь между двумя людьми, авторитет больного человека. Самый главный элемент лечения – изоляция друг от друга и соответствующий уход.
Религия может помочь
- В некоторых случаях невротические и психические расстройства пытаются лечить с помощью религии. Работает ли это вообще? Или так нельзя делать ни в коем случае?
- Если говорить о биологической терапии, это воздействие на нарушения обмена биологически активных веществ, которые находятся в организме, то мы реагируем с помощью медикаментов, выравниваем состояние – то ей, конечно же, заниматься не стоит и не нужно, это не их профиль. Другое дело – психосоциальный компонент. Религия тоже может оказать серьезное терапевтическое воздействие. Но при "правильных", традиционных религиях. К сожалению, крайне религиозные формы специально вызывают определенное отношение к определенным вещам, в том числе, патогенное.
Подростковый суицид: на что родителям нужно обратить внимание
Чтобы было понятно: любое психосоциальное воздействие вызывает у нас биологические сдвиги. Простой пример – страх. Когда у вас возникает страх, вырабатывается адреналин, сужаются сосуды, учащается сердцебиение. А если это на длительное время? Организм дает сбой, и происходят определенные изменения.
Как реабилитируют людей с психическими расстройствами
- Чем отличается лечение и реабилитация в психиатрии?
- Здесь разные подходы: при лечении изначально мы ищем патологию, патологические симптомы и начинаем их редуцировать при помощи лекарств, при помощи немедикаментозного лечения.
При реабилитации ищут все самое хорошее, что есть у человека, и начинают это "увеличивать". То есть если лечение – это редукция патологических симптомов, то реабилитация – это индуцирование здоровья. Подход совершенно кардинально разный, хотя они очень близки друг другу и должны сосуществовать.
Один из моментов реабилитации – та же фармакотерапия, которая в минимальных дозах позволяет человеку нормально функционировать в социальном обществе.
Потом это, конечно, когнитивно-поведенческая терапия. То есть как человек должен социализироваться в обществе, как должен общаться. При этой терапии мы снимаем самостигму.
Также это трудотерапия. Мы учим определенным видам труда, чтобы человек мог в будущем сказать: "Я это делал".
Был ли неадекватным алматинский стрелок
- По алматинскому стрелку: многие говорили, что замечали неадекватное поведение.
- Там сложно судить по тем сообщениям СМИ, которыми мы владеем. Но я не думаю, что у него было хроническое тяжелое психическое расстройство. Если бы оно было, то, возможно, проявлялось бы совсем по–другому, и само правонарушение, возможно, было бы совсем другим.
Почему-то при таких правонарушениях всем сразу на ум приходит психический больной. Это, опять же, стигма. Почему один человек не может довести другого до какого-то аффекта? Аффект – это резкое, бурное выражение эмоций на протяжении какого-то времени. Это не психическое нездоровье, это временное состояние, расстройство психической деятельности. Каждый из нас испытывал это: вас облили водой вдоль дороги с ног до головы, вы несколько раздражаетесь, можете выражаться нецензурно, побежать за этой машиной, камнем запустить.
Некоторые, наоборот, впадают в ступор, они замирают - это зависит от реакции на стрессовую ситуацию. У некоторых выражается в виде агрессивного поведения, некоторые уходят в себя – зависит от самой личности. Психическое ли это расстройство? Скорее всего, это реакция на внешние раздражители, и это временно.
То, что я читал: он был излишне требователен, несколько груб – это может быть и в рамках характера, а может быть в рамках посттравматического психического расстройства, если он был в горячих точках. Опять же, если у вас есть какие-то нереализованные вещи, то лучше обратиться к профессиональному психологу или психотерапевту. Это не учет. Лучше решить эти проблемы заранее, чтобы реагирование было другим. Нужно вырабатывать психологическую устойчивость, чтобы никакие внешние факторы не могли выраженно повлиять на ваше психическое состояние.
К сожалению, у нас опять же бытует мнение, что экзамены влияют на психику взрослых, подростков. И что теперь? Посадить их в оранжерею и никоим образом не подвергать внешним воздействиям? Нет, здесь все-таки дело в другом – в них никто не воспитал устойчивость к внешним стрессовым факторам. Не бывает жизни без сложностей и каких-то проблем. Если мы не научили противостоять этим проблемам, то это не проблема человека, а общества в целом.
Как семья может помочь заболевшему родственнику
- Как правильно вести себя родственникам, если человек болен шизофренией? Что можно говорить или нельзя?
- Родственникам просто нужно знать про течение заболевание, как и при любом другом заболевании, и что при этих проявлениях нужно делать. Например, если человек пропустил препарат, и у него нарушился сон, нужно обратиться к врачу и, может, увеличить дозу. Родственников тоже нужно учить, как контролировать симптомы заболевания.
Вести себя нужно как обычно, ничего особого. Единственное, нужно понимать, что иногда могут быть некоторые странности в поведении, сильно не провоцировать, не раздражать. Но это не всегда удается, это из той серии рекомендаций: "Не подвергайтесь стрессу". Что за рекомендация такая? Как будто это от вас зависит – мы живем в обществе. Нужно знать течение заболевание конкретного пациента и первые признаки ухудшения, изменения состояния и что может повлиять на его состояние.
- А если родственник видит, что человек психически неадекватен, но тот говорит, что с ним все хорошо, и он не хочет обращаться к врачу?
- Это может быть одним из сквозных симптомов, когда сам пациент не считает себя психически больным. Вроде бы он готов лечиться, принимать лекарства, но при этом говорит: "Я все равно не больной". Нужно убеждать, обратиться к врачу-психиатру, спросить, как его убедить. Зачастую в 90% случаев помогают советы: человек приходит, лечится.
Необходимо помнить, что бывают такие ситуации: родственник (папа или мама) видит, что он неадекватно себя ведет, чуть ли не силком приводит к психиатру, и пациент при этом говорит: "Мама, я теперь тебя не люблю и ненавижу, ты за это ответишь". Говорит неприятные вещи матери, которая на самом деле желает здоровья. Мама в этот момент психологизирует эти вещи, надевает шкуру здорового человека на пациента. Она за него мыслит: "Вот он на меня обиделся". И зачастую бывает так, что забирают человека из клиники.
Вроде даже и пациента уже уговорили, ну а мама забирает его, потом ходят по целителям, практикам, а потом все равно возвращаются. После проведения лечения обычно человек говорит: "Мама, спасибо, что ты привела меня сюда".
Второй вариант, который, к сожалению, тоже бывает, это, когда вмешиваются родственники: "Как? Ты повела его к психиатру?!". И начинают ругать маму, забирают ребенка. Но они потом его все равно обратно приводят. Если это затяжное хроническое течение, то круг один. Они все равно вернутся.
Как пандемия повлияла на психиатрию и куда можно обратиться
- Как изменилась работа республиканского центра психического здоровья с приходом пандемии? Стало ли больше обращений?
- Во время пандемии хронические тяжелые расстройства не изменились ни структурно, ни по количеству, ни по оказанию помощи. У нас достаточно серьезные изменения произошли именно в пограничных расстройствах, невротических.
Болезни от ума, или Как психосоматика может помочь в условиях пандемии
Это панические атаки, расстройство настроения, нарушение сна, пищевого поведения, некоторая раздражительность, так называемые астенические расстройства. Это вопросы, связанные, возможно, с потерей заработка в какой-то период, с тем, что приходилось постоянно быть в закрытом пространстве (вы помните апрель, начало мая). Здесь было достаточное количество обращений.
- Что было сделано для доступности психологической и психиатрической помощи?
- Мы сделали сайт. Около 60 специалистов бесплатно оказывают психологическую помощь онлайн. Любой человек может записаться на прием через сайт анонимно. Там же есть информация о том, как можно помочь самому себе: как управлять стрессом, гневом. За год обращений на сайт было около 250 тысяч. Их сделали чуть более 80 тысяч людей. Психологи провели 450 консультаций, ответили на 200 письменных обращений. Основные жалобы – выраженные нарушения сна и панические атаки. Они через какое-то время повторяются. Если они повторяются часто, то это стационарная или стационарозамещающая помощь. Но такие люди не ставятся на учет.
- Сколько стоит один день нахождения в республиканском центре психического здоровья под наблюдением медиков? Что туда входит? И в каких случаях помощь предоставляется бесплатно?
- Помощь может предоставляться бесплатно практически во всех случаях. Она в рамках гарантированного объема бесплатной медпомощи. Платно она тоже может оказываться, но за оказание каких-то сервисных услуг. Допустим, отдельная палата с холодильником. По желанию пациента могут быть оказаны дополнительные услуги, которые не входят в объем ГОБМП.
Есть сервисные палаты, где есть более комфортные условия, чем в обычных. Чек - только за сервис и за те услуги, которые оказываются вне ГОБМП. Например, человек может проконсультироваться у себя по месту жительства, но он не хочет там, а хочет отдельно проконсультироваться у кого-то отдельно.