АЛМАТЫ, 10 апр — Sputnik. В преддверии Дня космонавтики казахстанские ученые из Астрофизического института имени Фесенкова, что расположен в Алматы, рассказали корреспондентам Sputnik Казахстан об обстановке в институте 60 лет назад, когда человек совершил свой первый полет в космос.
Астрофизический институт имени Фесенкова (АФИФ) расположен в предгорьях Алматы в районе Каменского Плато. Там же находится обсерватория, где ученые почти 80 лет наблюдают за небесными телами и изучают далекие галактики.
Все началось с затмения
Замдиректора по научно-исследовательской работе Рашит Валиуллин рассказал, что астрофизический институт в 1941 году основал советский астроном Василий Фесенков, а с 1989 года учреждение носит его имя. Наблюдательные базы института включены в список стратегических объектов страны, а его вклад в изучение космоса признан мировым научным сообществом.
До космоса рукой подать: как живет поселок Торетам – самый близкий к Байконуру
Начало астрофизических исследований в Казахстане было связано с полным солнечным затмением 21 сентября 1941 года, когда в Алма-Ату для его наблюдений приехали экспедиции из ряда обсерваторий Москвы и Ленинграда.
Во второй половине 1945 года был готов проект новой обсерватории. Само строительство на Каменском Плато началось в 1947 году.
После запуска первых искусственных спутников, в конце 50-х - начале 60-х годов ХХ века, в Советском Союзе и США начали создаваться национальные системы слежения за космическим пространством.
В 1957 году АФИФ активно включился в исследования, связанные с наблюдениями спутников и решением научных задач небесной механики, астрофизики, атмосферной оптики и космической геодезии.
Главный научный сотрудник АФИФ Эдуард Константинович Денисюк работает там уже более 60 лет. На одном из телескопов, расположенных в обсерватории, он открыл 49 галактик с активными ядрами по заданию Армении.
Ученый рассказал, что лаборатория по наблюдению за искусственными спутниками существует до сих пор.
"Я начну с 1957 года, когда мы запустили первый спутник. В то время я был студентом московского университета. Все тогда были очень воодушевлены техническим прогрессом, восхищались. Наш институт был одним из ведущих, которые следили за полетами, строили соответствующие орбиты полета и так далее. Мы наблюдали за всеми объектами, которые летали в пределах солнечной системы: к Юпитеру летали, к Венере, и мы за всем следили. Сейчас это продолжается. Часть работ засекречена по той причине, что существуют спутники-шпионы", - рассказал он.
Шутка, ставшая пророчеством
Эдуард Константинович вспоминает, что после полета Юрия Гагарина в космос в институте царила воодушевленная атмосфера.
"В нашем институте был отдел радиоастрономии. Собирались развивать ее в Казахстане. Была такая лаборатория, и я ей руководил. Там, естественно, было много всякой аппаратуры. 1 апреля 1961 года мы решили пошутить. У нас был радиогенератор, который позволял устраивать трансляцию на небольшой объем, но тем не менее, на несколько километров было слышно, что мы там говорим. И мы сказали, что полетел первый человек в космос, такое событие.
"Я кричал! Молча такие вещи не пишутся". Олжас Сулейменов о Гагарине
И самое любопытное то, как мы решили его назвать. То, что это был военный, мы не додумались, но в те времена была такая известная ткачиха Гаганова, и мы решили назвать космонавта Гагановым. И 1 апреля мы это транслировали. Сюда даже прибегали те, кто жил недалеко и говорили: "О, первый человек в космосе". Такая была шутка, а через 12 дней туда полетел Гагарин. Можно сказать, что шутка была пророческой", - рассказал Денисюк.
Почему человек до сих пор не освоил Луну
По словам ученого, после полета Гагарина появились проекты, что вот-вот человечество будет осваивать все космическое пространство.
"Моя жена очень хотела поработать в обсерватории на Луне. Были такие мысли, что довольно быстро будет освоена Луна, там появятся люди", - добавил Эдуард Денисюк.
На вопрос, почему человечество до сих пор не освоило Луну, ученый ответил, что это очень дорого, а сейчас большой крен на то, чтобы научные достижения приносили доход.
"Естественно, рассчитывать на большие поступления денег за счет этой работы не приходится. Это просто любознательность. После полета первого искусственного спутника и до этого простые люди интересовались астрономией, делали телескопы, читали литературу, приходили на лекции в планетарий. Сейчас это угасло, а тогда молодежь хотела это все знать, особенно о том большом мире, в котором мы живем", - говорит он.
Как алматинские ученые спасли дорогой эксперимент СССР
Эдуард Денисюк также вспомнил, как АФИФ спас очень дорогостоящий эксперимент, связанный с доставкой грунта с Луны. Одна из советских ракет набрала грунт и полетела на Землю. Она управлялась по радиосвязи, но где-то на середине траектории эта связь прервалась. Было совершенно непонятно, куда она прилетит, ведь она могла упасть куда угодно или пролететь мимо Земли.
"В это время у нас была неплохая погода и лаборатория по наблюдениям. Нам позвонили из Москвы и попросили срочно найти этот объект, приблизительно сказали, где он. Наши сотрудники довольно быстро определили его точное положение и передали все это в центр управления полетами. После этого объект нашли и посадили туда, куда надо, грунт был доставлен", - рассказал ученый.
Исследования алматинской обсерватории ценятся в мире
Тут находятся четыре телескопа: телескоп-рефлектор Герца, привезенный после Второй мировой войны; светосильный менисковый телескоп Максутова, с помощью которого открыли комету Чурюмова — Герасименко; телескопы АЗТ-8 и Цейс-600.
"Мы следим за некоторыми объектами в течение 25-30 лет. Собрали большой и ценный архив. Его используют обсерватории во всем мире", - говорит замдиректора по научно-исследовательской работе Рашит Валиуллин.
Обсерватория примечательна тем, что она находится в очень удобной для наблюдений точке. Она находится посередине между западом и востоком и является связующей точкой для наблюдений ночных любых объектов, в том числе спутников. Также это хорошо для наблюдения астрономических объектов, которые очень быстро меняются и за которыми нужно следить непрерывно.
"У нас больших телескопов нет. Самый большой, полутораметровый, на фоне тех, что есть в Европе, маленький. Но при грамотном наблюдении даже на маленьких телескопах можно делать те же работы. Единственное, для накопления информации требуется больше времени", - объясняет ученый.
Телескопы, находясь на Земле, не имеют большой разницы в разрешении, в способности рассматривать мелкие детали, продолжает Денисюк. Помехи в атмосфере это ограничивают, даже если телескоп 10-метровый. Другое дело, если установить телескоп в космосе, но их мало, и всё охватить на них невозможно.
"Работа астрономов заключается в том, что мы сидим за компьютером и из программ извлекаем информацию, а наблюдения проводят в хорошую погоду на наших телескопов. Информацию обрабатываем, этим и наблюдениями занимаюсь по сей день", - отметил он.
Космические технологии в Казахстане: есть повод для гордости?
Эдуард Константинович признался, что наблюдения для астрономов – это колоссально тяжелая работа. Зимой возле телескопа нельзя включать отопление и свет, поэтому там очень холодно и темно. Кроме того, от города идет большое световое загрязнение. Ученым приходится работать по много часов подряд на морозе без обогрева. Современными телескопами можно управлять из помещения, но таких в Алматы немного, так как это недешево, и нужны сотрудники с соответствующей подготовкой.
Астрономы следят за казахстанскими спутниками связи
Сейчас в АФИФ создана единая система оптического мониторинга активных и пассивных геостационарных спутников (ГСС) в зоне 100 - 1400 восточной долготы, разработаны методы их обнаружения и сопровождения, создано программное обеспечение.
Казахстанские ученые наблюдают за спутниками связи KazSat-2 и KazSat-3, а также потенциально опасными для них геостационарными спутниками и фрагментами космического мусора.
"На основе полученных данных специалисты АФИФ рассчитывают точные орбиты всех этих объектов, а также возможные их опасные сближения с казахстанскими спутниками связи. В случае возникновения опасности столкновения других ГСС или фрагментов космического мусора с KazSat-2 и KazSat-3 специалисты АФИФ немедленно информируют об этом Республиканский центр космической связи, там проводят корректировки орбит казахстанских спутников", - добавил Рашит Валиуллин.
Сегодня Астрофизический институт имени Фесенкова входит в состав национального центра космических исследований и технологий национального космического агентства Казахстана.