Об Амре Кашаубаеве известно настолько мало, что все его биографии в интернете, по сути, копируют друг друга. Вот, например, статья из пресловутой "Википедии". Кстати, обратите внимание на изображение марки, выпущенной в 2013 году, — даже в ней ошибка, в дате смерти. Так что американской съемочной группе допускать громадное количество ляпов в какой-то мере простительно. Снята, правда, картина на казахстанские деньги — министерства культуры и спорта и частной компании DAR Play Алидара Утемуратова. Зато отечественный кинематограф получил красивую и, что уж говорить, качественно сделанную фантазию о легендарном исполнителе.
…Амре Кашаубаев (Санжар Мади) получает телеграмму о том, что ему надлежит прибыть в Москву, а затем отправиться в Париж, дабы представить страну на EXPO. В Москве Амре знакомится со своим куратором Антоном Лебедевым (очевидно, аллюзия на наркома просвещения Анатолия Луначарского — играет словенец Миха Родман) и карикатурным чекистом Феликсом Ташинским (явная аллюзия на главу ОГПУ Феликса Дзержинского — играет Кристиан Хиллборг). Ташинский особо предостерегает Амре от встречи в Париже с политэмигрантом Мустафой Шокаем (Еркебулан Дайыров). Чекист протежирует знаменитого лирического тенора Леонида Собинова (Филип Броуди), являющегося основной надеждой советской делегации.
Но главный фаворит конкурса — француз Жорж Тиль, победить которого невозможно. Амре на это особо и не надеется. Он просто выходит на сцену и поет, завораживая своим голосом публику, в частности, знаменитых композиторов Джорджа Гершвина (Бен Олдридж), Ирвинга Берлина (Том Лиепайниекс), а также певицу и фотографа Ли Эбботт (австралийская звезда Эбби Корниш). Между Амре и Ли завязывается роман.
В принципе, еще по трейлеру можно было заподозрить, что серьезного драматического кино не получится. Когда после кадров, в которых Амре пытают сотрудники ОГПУ, звучит легкая джазовая музычка, это настораживает. Как настораживало отсутствие серьезного опыта у американцев Джеффа Веспы и Бенджамина Эй ван дер Вина. Веспа до "Амре" как режиссер не снял ни одной полнометражной картины, а ван дер Вин как сценарист был лишь соавтором во второй части фильма "Че". Характерно, что для неказахстанского зрителя "Амре", снятый на английском языке (в наш прокат выходят версии, дублированные на казахский и русский), будет называться Paris Song — "Парижская песня". В общем-то, подходит, потому что о жизни и характере Амре Кашаубаева фильм дает крайне поверхностное знание.
Ни Леонид Собинов, ни Жорж Тиль, ни другие оперные звезды того времени в конкурсе в Париже не участвовали — это, как минимум, был не их профиль. Причем Собинова, много занимавшегося благотворительностью в тяжелые 1920-30-е годы, сценарист ван дер Вин выписал каким-то демоном, который не только постоянно унижает и оскорбляет Амре, но еще и лично наблюдает за тем, как чекисты его избивают и пытают. Понятно, что у главного героя должен быть антагонист, но если одного Ташинского не хватило, то можно было хотя бы изменить фамилию Собинову.
Разумеется, ни дружбы, ни совместных "джем-сейшенов" в Париже с Джорджем Гершвином у Амре не было. Ну, хотя бы потому, что Гершвин вообще впервые приехал в Париж на год позже. Кроме того, ни сценарист ван дер Вин, ни кто-либо еще из съемочной группы не задался вопросом, каким образом музыканты могли общаться напрямую — Гершвин, равно как и Берлин с роковой женщиной Ли Эбботт, не владели ни казахским, ни русским языками, Амре Кашаубаев не говорил на английском. Возможно, они использовали эсперанто, но вряд ли. Ну, а признание Гершвина о том, что его и Берлина семьи пострадали от красных уже даже не фантазия, а та самая ложь — обе фамилии эмигрировали в США еще в конце XIX века.
При всей своей острой сценарной недостаточности лента "Амре" сделана качественно. Хоть и больше похожа на фильмы-реконструкции, снимаемые для телеканалов вроде Viasat History, чем на кино. Сочная картинка (оператор Максим Осадчий — "Дуэлянт", "9 рота", "Сталинград"), много музыки (народной, классической, джазовой), неплохие актерские работы, попытка создать атмосферу свингующих 1920-х, диссонирующих с голодными 1920-ми. Правда, попытка эта убивается современными интерьерами, мебелью и советским роялем "Эстония", на котором умудряется играть Гершвин.