АСТАНА, 8 мар — Sputnik, Баубек Коныров. Наверное, многие в детстве мечтали быть космонавтами или летчиками. А при слове "авиация" большинство из нас представит крепкого мужчину со стальными нервами. Наша героиня, авиадиспетчер Альфия Умерзакова — одна из тех, кому под силу разрушать стереотипы.
Накануне 8 марта Альфия поделилась с корреспондентом Sputnik Казахстан своей историей прихода в нелегкую профессию.
"Захотела стать стюардессой, но по воле судьбы стала диспетчером. Увидела рекламу, что ведется набор на диспетчеров и пилотов. Конечно, пошла в вуз и поступила. Сегодня рада, что сделала такой выбор, он оказался верным. Училась в Алматы, в Академии гражданской авиации. По распределению была направлена в Астану", — вспоминает Альфия.
Выдержку будущих кандидатов в авиадиспетчеры на прочность начали проверять еще в вузе. Один из преподавателей Альфии, бывший пилот с многолетним стажем, относился с большим недоверием в вузе к слабому полу, считая, что женщинам в авиации не место.
"Он часто был без настроения, строгий и повторял: "Куда вы идете? Это ответственная и опасная работа, что вам там делать? Это же мужская работа". Но мы не отказывались от своего желания и продолжали учиться", — призналась Альфия.
Студенческая жизнь у будущих авиадиспетчеров не такая, как у учащихся других вузов. Обычный прогул мог обернуться "неудом" и моментально снизить успеваемость студента. Возможно, это одна из немногих профессий, где молодому специалисту в первый рабочий день не говорят банальные "забудь, чему вас учили в университете".
"Есть определенный период стажировки, после которого человека тестируют на тренажерах, он сдает экзамены и если допускают, то получает свидетельство авиадиспетчера и приступает к самостоятельной работе. В мой первый рабочий день было волнительно. Все-таки окончила вуз в 2005-м, а села за пульт уже к 2010 году… Какие-то моменты забылись и необходимо было все вспоминать. Но в целом все прошло хорошо и не без участия отличного инструктора Григория Михайловича Хамдиева", — рассказала авиадиспетчер.
Раз в три года авиадиспетчеры проходят повышение квалификации и экзамены на знание английского языка. Раз в два года — врачебно-летную экспертную комиссию. Как признается наша героиня, периодов "ничегонеделания" на работе не бывает, на связи могут находиться одновременно более 20 бортов.
Но от внештатных ситуаций не застрахован никто. Настоящую стрессовую ситуацию наша собеседница испытала на себе несколько лет назад с самолетом, на борту которого находилось почти 300 человек.
Альфия признается, в профессии авиадиспетчера нет поблажек для женщин, все стараются делать свою работу на отлично.
Так что же зовет прекрасную половину человечества в жесткий мир мужских профессий, где цена ошибки предельно высока? Амбиции? Желание конкурировать с мужчинами и доказывать, что женщина – не слабый пол?
Наверное, каждый ответит по-своему. Но сегодня женщинам в мужской профессии никакие стереотипы не мешают быть отличными специалистами и добиваться успехов.