Министр Касымбек оказался под давлением международной организации?

© AFP 2022Логотип Международной ассоциации воздушного транспорта IATA
Логотип Международной ассоциации воздушного транспорта IATA - Sputnik Казахстан
Подписаться на
Yandex newsTelegram
Станет ли летать казахстанскими самолетами опаснее либо дельцы под видом заботы пытаются выкачать из "туземных правительств" как можно больше денег? Конфликт сторон возник на днях в Казахстане после публикации одного-единственного поста в соцсети

АСТАНА, 6 мар — Sputnik, Сергей Ким. Станет ли летать казахстанскими самолетами опаснее либо дельцы под видом заботы пытаются выкачать из "туземных правительств" как можно больше денег? Конфликт сторон возник на днях в Казахстане после публикации одного-единственного поста в соцсети.

Самолет, архивное фото - Sputnik Казахстан
Нацкомпания по душу малой авиации
Мнение о давлении на авиационные власти страны высказал известный экономический обозреватель и активный пользователь Facebook Денис Кривошеев на своей странице. Дабы не быть голословным, он подтвердил высказывание копией официального письма в адрес министра по инвестициям и развитию Жениса Касымбека за авторством представителя IATA в Казахстане Джордана Карамалакова.

Чтобы было понятнее – IATA — это международная ассоциация воздушного транспорта со штаб-квартирой в Канаде. Заявляется, что организация продвигает безопасные и экономичные авиаперевозки. Но главное, что имеет отношение к этой истории – у ассоциации есть собственный аудит безопасности авиакомпаний, который называется IOSA. Сертификацию по этой системе прошли крупнейшие авиакомпании страны: Air Astana, SCAT и Qazaq Air. Также надо знать – аудит стоит денег – около 60 тысяч долларов.

За что авиакомпании платят эти деньги? Дело в том, что 19 ноября 2010 года правительство Казахстана своим постановлением утвердило "Правила проведения конкурса на международные авиамаршруты и выдачи свидетельств на международные авиамаршруты…", в подпункте 12 пункта 2 которых говорится, что участникам конкурса на международный маршрут необходимо иметь сертификат аудита безопасности авиакомпаний IOSA.

Пишите письма

Судя по данным из письма Джордана Карамалакова на имя министра Жениса Касымбека, правила конкурса на международные авиамаршруты могут в скором времени измениться, а сертификат IOSA в скором времени окажется не обязательным условием для авиакомпаний. Это и беспокоит представителя IATA, высказывающего мнение от имени всей ассоциации.

"IATA выражает свою позицию, что отмена государственного требования по обязательному наличию Сертификата IOSA в момент реструктуризации системы по контролю и надзору за безопасностью полетов несет риск ослабления функций надзора в этот период. И, соответственно, может повлечь за собой внеочередной аудит со стороны EASA и ICAO", — говорится в письме.

ЕАSA – это агентство Евросоюза по безопасности гражданской авиации. ICAO – учреждение ООН, устанавливающее нормы гражданской авиации с целью безопасности и эффективности.

Архивное фото салона пассажирского самолета - Sputnik Казахстан
Казахстанской авиакомпании с VIP-услугами разрешили летать в Европу
Таким образом, сертификат IOSA позиционируется Карамалаковым как некий оберег от гнева международных организаций, так как аудит под крылом IATA согласован с их стандартами, а значит, дает какое-то представление о соблюдении норм безопасности сторонним наблюдателям. Но даже не формальная сторона дела, вроде бы, беспокоит Карамалакова.

"Пока законодательные нормы по безопасности полетов не внедрены в полную силу (не внедрена Британская модель), требование по сертификации операторов, осуществляющих международные регулярные рейсы (сертификация IOSA), является альтернативной формой обеспечения высокого уровня безопасности полетов, подтверждаемой независимыми международными экспертами… просим Вас отложить это решение до того времени, пока структура по контролю и надзору (АО "Казахстанские авиационные власти") не будет полностью сформирована и не войдет в полную силу", — пишет автор письма министру и прямым текстом говорит о проблеме безопасности, которая будто бы может обостриться.

Самолет во время посадки, архивное фото - Sputnik Казахстан
Жители Аркалыка просят вернуть им аэропорт, заброшенный 20 лет назад
А еще в этой реплике привлекает внимание новое акционерное общество, ранее нигде не упоминавшееся. Смеем предположить, что АО "Казахстанские авиационные власти" может оказаться той самой новой нацкомпанией, о которой недавно заявило министерство по инвестициям и развитию – около месяца назад говорилось, что обсуждается передача от министерства части функций в сфере гражданской авиации.

Письмо написано около двух недель назад. И о нем никто не узнал бы, но у завсегдатая Facebook Дениса Кривошеева появились и к автору письма, и к IATA вопросы.

В чем IATA виновата?

По мнению Кривошеева, цитата "правительство РК подвергается давлению со стороны международной организации". И давят на министра Касымбека, по мнению экономического обозревателя, из-за денег.

Взлетно-посадочная полоса в аэропорту Астаны - Sputnik Казахстан
IATA: Страшны не цены, страшна их непредсказуемость
Тут вспоминается случай двухлетней давности, когда авиакомпания Bek Air отказалась соблюдать правила комитета гражданской авиации, установленные с начала 2016 года о необходимости иметь сертификат IOSA. Тогда руководством авиакомпании была озвучена астрономическая сумма в 1,5 миллиона долларов – столько якобы стоит этот аудит. Правда, позже Джордан Карамалаков данные опроверг, назвав в 25 раз меньшую сумму. Но осадок остался.

Теперь же обвиняет IATA в давлении и Кривошеев.

"Джордан Карамалаков продолжает терроризировать казахстанские авиационные власти! Так, он напрямую обратился к министру Женису Касымбеку, в чьем ведении находится комитет гражданской авиации и потребовал отменить поправки, готовящиеся правительством, направленные на либерализацию законов в части отмены сертификата IOSA, чтобы облегчить казахстанским компаниям вход на рынок. Хочу напомнить, что Карамалаков возглавляет общественную организацию IATA, объединяющую авиаперевозчиков и главная цель которой продавать тот самый аудит IOSA навязанный законодательно, в свое время, через лоббистов, чтобы усложнить конкуренцию", — высказал мнение Кривошеев (орфография и пунктуация автора соблюдены — ред.).

Автор поста выразил желание обратиться в органы, дабы те проверили законность таких писем к членам правительства, а также то, "могут ли общественные организации, пусть даже международные, ставить нам ультиматумы". А еще попросил оградить от давления членов кабинета министров.

"Карамалаков недвусмысленно угрожает министру новыми проверками уполномоченных органов, если тот рискнет провести отмену дискриминирующих поправок", — считает Кривошеев.

Так как позиция Дениса Кривошеева вполне понятна, Sputnik Казахстан решил обратиться за разъяснениями к Джордану Карамалакову, который подтвердил: писал письмо, от своих слов не отказывается, так как в правоте уверен.

Без IOSA — безопасности угроза?

Карамалаков отказался комментировать слова Кривошеева, но вспомнил историю о фигурировании когда-то казахстанских авиакомпаний в "черном списке" Евросоюза. В 2014 году сразу 19 авиакомпаний (в том числе региональных и не только пассажирских) оказались под запретом в ЕС. Исключение было сделано только для Air Astana.

"Когда вышли из "черного списка" (Евросоюза – прим.), IATA играла в этом абсолютно решающую роль. Я бы это напомнил не только Кривошееву, но и остальным. И когда сейчас принимаются шаги, которые могут привести очень легко обратно — в то положение, что Казахстан поставят обратно в "черный список", необходимо очень внимательно обсудить вопрос и не допустить такую ошибку ", — сказал Карамалаков.

По его словам, большое значение тогда сыграл факт прохождения аудита IOSA компаниями Air Astana и SCAT.

Архивное фото пилота, следящего за самолетом в небе - Sputnik Казахстан
В КГА рассказали, как будет работать новая нацкомпания в сфере авиации
"Когда мы показали, что SCAT прошел аудит, что Air Astana имеет хороший результат в своей работе, тогда этот сыграло очень существенную роль для принятия решения Еврокомиссии по "черному списку". Проверка ICAO года два назад дала очень хороший результат, но решение Еврокомиссия давала на основе своих собственных впечатлений и своей проверки. Вот это очень важно. Поэтому EASA рекомендует, чтобы авиационные власти не теряли много времени и энергии для перепроверки авиакомпаний с IOSA, а лучше обращали больше внимания на малую авиацию и других маленьких эксплуатантов", — надавил Карамалаков на "больную мозоль" – как известно, прошлый год прошел под знаком инцидентов с маленькими самолетами.

И вновь, как и в письме, Карамалаков заявляет о реальной угрозе, связанной с временным ослаблением контроля "переходного периода".

© Sputnik / Болат ШайхиновРегиональный менеджер ИАТА по Центральной Азии — Джордан Карамалаков
Региональный менеджер ИАТА по Центральной Азии — Джордан Карамалаков  - Sputnik Казахстан
Региональный менеджер ИАТА по Центральной Азии — Джордан Карамалаков

"Когда сейчас собираются внедрить "британскую модель", в этот переходной период очень рискованно принимать такое решение. Потому что когда идет реконструкция комитета и само состояние области контроля за безопасностью полетов не является самым лучшим, нецелесообразно возвращать то, что было достигнуто. Это игра с огнем", — считает собеседник.

В этой истории не хватает разве что официального ответа министерства по инвестициям и развитию. И, может быть, мы еще напишем – как отреагирует учреждение на тревожное письмо представителя IATA. Остается надеяться, что опасения Карамалакова не найдут подтверждения в реальности, и угрозы "переходного периода" казахстанское небо минуют.

Лента новостей
0