Ничуть не сомневаюсь, что, родись Шакен Кенжетаевич не в 1914 году, а, к примеру, на полвека позже, он все равно стал бы кинорежиссером — может быть, "разминувшись" с театральной частью своей карьеры. И в новых условиях кинобытия наверняка нашел бы себя. Фильмы Айманова занимают ровно ту нишу, которой сейчас не хватает современному казахстанскому кино.
Прошлый год и особенно нынешний ознаменуют победу в прокате казахстанского коммерческого кино. Если раньше кинотеатры воротили нос от "домашних" фильмов, то сейчас прокатные компании борются за релизы, а сами картины бьют рекорд за рекордом — как по времени пребывания в сетке, так и по суммам сборов. Асель Садвакасова, Нурлан Коянбаев, Нуртас Адамбай, Баян Алагузова, Аскар Бисембин и ворвавшаяся в этот "сонм богов кассы" Куралай Анарбекова — вот продюсеры и режиссеры, за чьи фильмы зритель голосует тенге.
Проблема в этой вроде бы благостной картине — как и в нашем обществе, в казахстанском кино практически нет настоящего среднего класса. Сколько бы ни пытались выпустить в прокат фильмы тех же Байгазина и Ержанова, успехом они не пользуются. Отсутствие кассы всегда было свойственно фестивальному кино, а беспрестанно падающий культурный уровень населения, вкупе с проблемами в реальной жизни, еще больше снижают интерес к серьезным фильмам.
Не хватает и разнообразия жанров. "Животный" юмор, вечный криминал, "замыленные" чувства — по сути, это все, что может сейчас предложить зрителю казахстанский кинематограф. В среднем сегменте — для зрителя, "переросшего" комедии попроще, но не хотящего "грузиться" арт-хаусом, — качественно работают, по сути, только двое: Акан Сатаев и Ермек Турсунов. При непростых взаимоотношениях между режиссерами, им обоим свойственна одна черта: в своем творчестве они зачастую морализируют, нравоучают зрителя.
В общем, ничуть не сомневаюсь, что сними Шакен Айманов три своих главных хита не в середине прошлого века, а сейчас, они все равно стали бы хитами. Даже несмотря на корректировки в сюжете.
Тренинги личностного роста и мотиваторы во "ВКонтакте" не помогают. И тогда за дело берется мать. Айша ей не нравится — одного "банкира" в доме достаточно, к тому же городские девушки "потеряли всякий стыд". Мама находит Тайлаку нескольких подходящих кандидаток, заранее залезает в долги ради тоя, но любовь все равно побеждает. Аналоги в современном казахстанском кино — "Ойпырмай, или Дорогие мои дети", "Замуж в 30".
"Конец атамана". Капитан КНБ Чадьяров получает задание: внедриться в банк, контролируемый раскаявшимся оппозиционером Дублязовым. Воспользовавшись ДВК-шным прошлым своего отца, Чадьяров попадает в ближний круг олигарха. Он узнает о плане Дублязова вывести из Казахстана миллиарды тенге и самому скрыться за границей. Не желая терять ценного агента, руководство поручает Чадьярову следовать за банкиром. При помощи информации отважного разведчика КНБ узнает, что именно Дублязов стоит за всеми последними выпадами в адрес действующего конституционного строя. Когда деятельность беглого олигарха начинает угрожать самим основам республиканского благополучия, Чадьяров, ослушавшись Центр, решает убрать Дублязова. Аналоги в современном казахстанском кино — "Заговор Оберона", "Прыжок Афалины".