Об Олжасе Ахметове и его ленте "Неделимое" сейчас говорят и пишут много. Пожалуй, это одна из лучших маркетинговых кампаний независимого фильма в истории казахстанского кино. Facebook и другие социальные сети, разнопрофильные печатные и интернет-издания, билборды на улицах, вышедший к старту проката музыкальный клип с композицией из саундтрека, большие премьеры в Алматы и Астане. Если бы за все пришлось платить "живыми" деньгами, наверное, маркетинговый бюджет "Неделимого" сравнялся бы с производственным. Который составил немногим менее ста тысяч долларов.
Пиар-кампания организована и воплощена таким образом, что, казалось, сам фильм неизбежно будет, как минимум, соответствовать антуражу вокруг него. Сомнения закрались, когда лейтмотивом постпремьерных отзывов стала фраза "На мой взгляд, фильм удался". "Удался" — прекрасное, лишенное однозначной оценки слово, используемое, как правило, когда не хочется никого обидеть, но и похвалить невозможно.
Двое полицейских – "хороший" Аян (Азиз Бейшеналиев) и "плохой" Алдияр (Берик Айтжанов) – останавливают машину-нарушителя, в которой едет супружеская пара (Ербол Семкулов и Алия Ахметова). Не добившись ни штрафа, ни взятки, патруль отправляется обедать в придорожное кафе "Поляна". А молодые люди устраивают у озера (под той же ивой, что и в картине "Соқыр махаббат" — новое знаковое место в нашем кино) пикник, во время которого жена сообщает мужу, что беременна, после чего супруги решают то ли заняться сексом, то ли просто полежать полуголыми на траве – монтаж об этом умалчивает. Тем временем в "Поляне" собрались криминального вида хозяин заведения Арсен (Алексей Шемес), его подручный традиционных взглядов Дос (Ерден Телемисов), официантка Карина (Жибек Жаппасбаева), которая то ли уже любовница Арсена, то ли все-таки держит оборону, пока босс ни разберется "со своей мегерой", а также упомянутые выше Аян и Алдияр.
Любой предпремьерный текст о "Неделимом", в том или ином ключе, упоминал Квентина Тарантино. И от этого сравнения никуда не деться. Уши Квентина торчат отовсюду.
Фильмы, снятые в замкнутом пространстве, по сути, в четырех стенах, априори держатся либо на диалогах, либо на актерской игре. В "Неделимом" из разговорного винегрета длиною полтора часа действительно запоминается только один эпизод – шутка Алдияра о грабителях и английском языке. Олжас Ахметов собрал в своем фильме чуть ли не актерский дрим-тим, но в кадре нещадно переигрывают практически все – за исключением, пожалуй, Азиза Бейшеналиева и Алексея Шемеса, в меньшей степени, Берика Айтжанова. Причем, про актеров в центральных ролях ты знаешь – они прекрасные исполнители; знаешь (по театру, другим фильмам), как они могут играть. И здесь, скорее, проблема режиссера, не сумевшего "настроить" своих актеров, не создавшего из набора ярких персоналий ансамбль. Для дебюта это, наверное, некритично, но обидно, что, возможно, лучший каст в истории современного казахстанского кино так и остался лишь фактурными фото на постере.
Отсутствие характеров и масса несуразностей порождают еще одну проблему вдобавок ко всем имеющимся – из массы персонажей нет такого, кто вызывал бы отклик и хотя бы толику переживания. В итоге, цитируя "Бумер" и Сергея Шнурова, "никого не жалко, никого". Это результат слабости сценария, а вернее, его искусственной натянутости. Как и в случае с фильмом "Она", в "Неделимом" хороший сценарий для короткометражки минут на двадцать – не более. Выжимать из имеющегося материала почти полтора часа – получать сырой результат. "Неделимое" — кино не хорошее и не плохое; хуже – оно никакое. В "Логове" все настолько плохо, что это было даже смешно. В "Неделимом" действительно прекрасна лишь одна задумка – с постепенным уменьшением суммы украденного. В этом маленьком оригинальном сценарном штрихе больше нашей действительности и колорита, чем во всем фильме.