АСТАНА, 2 дек — Sputnik. Казахстанские кинематографисты решили ударно завершить 2017 год. Практически одновременно с "5 причинами не влюбиться в казаха" в прокат вышел "Бизнес по-казахски в Америке". Межнациональная эклектика поначалу играет на руку фильму, но затем превращает его в сборник шаблонов.
Одно из наиболее заметных событий конца 2016 года – прохождение Нурланом Коянбаевым "курсов повышения квалификации" и превращение телевизионного развлекателя в комедиографа киноформата. Первый "Бизнес по-казахски" всколыхнул казахстанский прокат, на рынке не самой огромной емкости появился новичок, способный успешно конкурировать с опытными игроками, причем в самое горячее и непростое время – новогодние праздники. "Бизнес по-казахски" оказался настолько успешен и у зрителей, и у критиков, что продолжение не заставило себя ждать. И дата релиза оказалась той же. А уже в феврале компания Нурлана Коянбаева выпускает третью картину, "Каникулы в Таиланде", к "Бизнесам", правда, не имеющую сюжетного отношения.
Ну а что же "
Бизнес по-казахски в Америке"? В оценках экранизаций популярных литературных произведений есть штамп: "Книга лучше". Когда же обсуждают сиквелы, часто говорят: "Первая часть была лучше". "Бизнес по-казахски в Америке" как раз этот случай. Смешно, задорно, особенно вначале, но первый фильм был лучше. Где-то повлияла смена сценаристов, которые не сумели, в отличие от своих предшественников, создать стройную историю. Где-то – изменения в актерском составе. Где-то, возможно, и успех первого фильма.
…Жомарт (Нурлан Коянбаев), получив инвестиции на развитие своего отеля, задаётся новой целью – присвоить гостинице пять звезд. Чтобы было, как в лучших дома Лондона и Сан-Франциско.
Для этого из США выписывается эксперт международной ассоциации отельеров Адам Эмерс, который, еще толком не акклиматизировавшись, сталкивается со знаменитым отечественным гостеприимством. Уже на въезде в отель недалекий Еркош (Рамазан Амантай) в лицо называет господина Эмерса негром, отчего тот впадает в такое негодование, что начинает повторять своё имя, в котором Еркошу слышится лишь родное "адам емес, адам емес". В итоге обидчивый афроамериканец покидает страну, а Жомарт и управляющий отелем Ален (Жан Байжанбаев) отправляются вслед за ним – в Лос-Анджелес, прихватывая с собой и Еркоша, как единственного, кто знает эксперта в лицо.
Первая половина "Бизнеса по-казахски в Америке" чрезвычайно смешна. Не припомню, когда последний раз я так смеялся в кинотеатре на отечественном фильме. И не беда, что уже через несколько минут, и тем более часов, вы не сумеете вспомнить, что именно вызывало у вас в зале столь задорный смех. Шутки легковесны, незамысловаты, местами примитивны, но они работают – это главное. Как работает и трио Коянбаев – Байжанбаев – Амантай, создающее на экране необходимый баланс характеров: близкий к образу мачо, "чисто конкретный" Жомарт, франтоватый подкаблучник Ален и простодушный дурачок Еркош. Правда, не совсем понятно, почему третьим центральным персонажем выбрали именно его. Прямолинейный Кайырбек в этом качестве, наверняка, выглядел бы более выигрышно – достаточно посмотреть первый фильм, где он "зажигал" ярче всех. Да и как актёр Абунасыр Сериков сильнее Рамазана Амантая, пусть тот и выдает несколько отличных сольных номеров. Но во второй половине фильма он начинает откровенно повторяться и переигрывать, отчего все очарование его героя улетучивается.
Вообще "Бизнес по-казахски в Америке" очень явственно и резко делится на две части. В первой, пока Жомарт и Ален не добиваются ресторанной аудиенции с Адамом Эмерсом, все здорово, весело и свежо. Но как только делегация из Казахстана получает свое, такое впечатление, что сдувается и фильм в целом. В дело идет полный набор штампов об Америке. Мы не любим, когда в иностранном кино о нас показывают какие-то небылицы, но в случае с сиквелом "Бизнеса по-казахски" сами занимаемся этим. Если показать американцам вторую половину фильма со всеми нелепицами вроде полицейских, гоняющихся за уличными мексиканскими музыкантами, подаренной первому встречному раритетной бейсболки и прочей лабуды, они в лучшем случае покрутят пальцем у виска.
Самое же занятное в другом. Дополнение "…в Америке" в названии картины обозначает исключительно место действия. Никакой американской специфики, ничего, что пошло бы на пользу сюжету, что раскрасило бы его, в фильме нет. Все то же можно было снять и в Казахстане. Но тогда съемочная группа не съездила бы в Лос-Анджелес. Что обидно.
Первый "Бизнес по-казахски" был, может быть, наивной, но искренней комедией с большим количеством ярких персонажей и выдержанной от начала до конца в едином ключе историей. Продолжение после динамичного начала резко стагнирует, а ближе к финалу впадает в творческую кому. И совсем уж примитивно-убийственно смотрится прощальное обращение Жомарта к нашим понтовитым студентам (берущим в прокат дорогую тачку как раз таки понтов для) о том, что им надо скорее вернуться на родину, чтобы всем вместе строить процветающий Казахстан будущего. И где-то за спиной у Жомарта шелестит крыльями госзаказ на пару с модернизацией сознания.