Когда-то каждая девочка считала пределом мечтаний предстать перед Дедом Морозом в образе снежинки. Каждая вторая женщина и сегодня подтвердит, что тратили день и ночь, чтобы из обычной проволоки сделать корону, нашить мишуры на юбку и обклеить ватой дочкины сандалики.
Буквально на днях сын не на шутку озадачил меня просьбой: помочь написать ему сочинение по теме "Рухани жанғыру" ("Духовная модернизация"). Будучи сердобольной мамашей, которая пытается всячески облегчить участь ребенка, я предложила чаду написать лучше сочинение про переход на латинскую графику. Причем, оставив в стороне весь накопившийся цинизм и скептический настрой к такому нововведению в родном языке.
Ребенок резко воспротивился моему предложению со словами: "Мама, надо писать про "Рухани жанғыру", а не про латиницу!". Я решила уточнить, что же такое тогда это "Рухани жанғыру". Пожав плечами и опустив глаза, он ответил, что… не знает. И дело вовсе в отсутствие у одиннадцатилетнего ребенка желания что-либо знать о государственно важных вещах. Кстати, мне кажется, что и вины педагогов в таком положении дел также нет.
И среди прочих комментариев прозвучало мнение женщины, так или иначе причастной к образовательному ведомству страны. Она попыталась защитить авторов столь нелепой идеи, перекинув ответственность на местную администрацию: мол, инициатива их, а мы тут не причем. Но при этом она заметила, что "учителя совершенно спокойно могут оспорить тему. А в какой школе учится Ваш ребенок. Обещаю, репрессий не будет. Просто объясню, что прежде чем задавать тему, надо ее раскрыть и увлекательно подать самому учителю".
Особенно интересно про репрессии и право оспорить…
Ну что тут сказать?— Идеологическое воспитание в нашей стране пусть пока и не блестящее, но явно претендует на блеск. Судить могу опять-таки по своим детям, рожденным уже в независимом Казахстане.
Нынешние дети растут под чутким влиянием идеологически выстроенной модели воспитания. Без сомнений.
А еще любовь к Отчизне проявляется в периодически звучащих вопросах: "Интересно, а Назарбаев-ата сейчас сидит в своем белом доме или уехал опять на совещание?". Или наслушавшись восторженных рассказов в школе, в детском саду о символе 25-летних достижений страны – Астане — ребенок буквально грезит круизом по городу мечты.
Но, как известно, всему есть предел. Грань между внушением и откровенным навязыванием настолько зыбкая и тонкая, что перегибы порой приводят к изжоге и несварению или того хуже…
Складывается впечатление, что на каких-то этапах идеологической работы происходит серьезный сбой и самое маленькое звено нашего общества — дети — принимают весь груз ответственности за чужие просчеты на свои плечи.
Абсолютно нелепый костюм ребенка из детского дома Петропавловска на президентском утреннике – "Рухани жанғыру", на мой взгляд, тоже сбой. Также как и сочинение про эту же государственную программу в шестом классе образовательной школы.
Кто возьмет на себя ответственность за то, что ребенок не имел права выбора новогоднего костюма? И тут лукавить ни к чему – такого права ребенок наверняка был лишен. И главный вопрос – зачем наряжать ребенка в откровенно дурацкий костюм? Показать очередную дозу подхалимажа и продемонстрировать, что идеологическая работа в регионе идет "впереди планеты всей"? Хотя… может стоит нарядить в этот, мягко говоря, странный карнавальный костюм сына или внука акима области в качестве яркого примера любви к Родине и всем ее починам.
Именно целостности не хватает в модернизации нашего сознания посредством идеологической работы. Посмотрите, к чему приводят эти белые пятна, неорганизованность и огромные дыры в системе? Природа, наверное, устала и скоро начнет на нас отдыхать. Может, пора взяться за голову, пока не поздно?