Алексей Стефанов, Sputnik
Международный конкурс "Ты супер! Танцы" продолжается в Москве с участием детей из Казахстана. Уже в эту субботу на телеканале НТВ в 23:00 выйдет очередной эфир. Поддержать двух юных участников конкурса из детского дома "Умiт" (Республика Казахстан) прилетела его бессменный директор Майра Бейсеканова.
"Я в системе образования работаю уже более 40 лет. Поднималась по ступенькам от техперсонала — приходилось мыть полы, подъезды, быть дворником, работать подсобным рабочим — до няни, воспитателя и директора детского дома. В свое время мама мне говорила: сначала ты работаешь на авторитет, а потом авторитет будет работать на тебя. Но когда через 15 лет трудовой деятельности меня назвали Маке (уважительное обращение — прим. ред.), мне стало как-то не по себе. И тогда уважаемый человек мне сказал: "Майра, пришло время называть вас Маке. Ничего просто так не приходит, вы это заслужили", — рассказала Майра Бейсеканова.
Вначале это был дом ребенка для тех молодых мам, которые, приезжая из деревень в город, рожали, а забрать малыша с собой домой боялись или просто не знали, как им жить с ребенком. При этом у них было право в любой момент забрать малыша. В 1999 году "Умiт" переименовали в детский дом, но дети в нем воспитывались только до школы. А когда пришла пора выпускникам идти в первый класс, начались слезы.
"У меня прямо сердце болело. Ну как можно отрывать ребенка от мамы?" — вспоминает Майра Баймукановна и тут же оговаривается, что она мама только в кавычках, а так — государственная опека. Но все воспитанники ее иначе как мамой и не называют. В результате было решено оставлять детей в этом детдоме до девятого класса. Позже по той же причине — до 11-го. А несколько лет воспитанники жили в детдоме и вовсе до 24 лет.
"Конечно, я за это получила, поскольку ни с кем свои действия не согласовала. Да и родители других детей были в шоке. Но я сходила в школу и попросила моих детей не делить. Они же не виноваты, что попали в детдом. Сказала, что они будут учиться также, как домашние дети, и требования к ним будут точно такие же, как и ко всем. Еще обратила особое внимание, что жалеть моих детей не нужно. И мы выдержали это испытание. А спустя время все согласились с тем, что детдомовские дети должны учиться в общеобразовательных школах. Только так они будут расти незамкнутыми и готовыми к жизни", — говорит директор детдома.
"Я всегда говорю: нет неталантливых детей, все дети талантливы, но их надо раскрыть как цветочки. Вот посадили вы цветок, но не поливаете, не ухаживаете — он же не вырастет и не расцветет. Так и с детьми — нужна забота и терпение", — отмечает Майра Бейсеканова.
"Вначале было много разговоров: зачем тебе это все надо, все эти кружки, дополнительные занятия? Но это же дети, они пришли в этот мир, и от нас зависит, раскроем мы их таланты или нет. У нас очень многие поют, танцуют, занимаются гимнастикой. Есть выпускница, которая работает переводчицей, потому что мы вовремя заметили ее тягу к изучению языков, есть прокурор — занятия в правовом кружке не прошли даром. И теперь уже никто таких вопросов не задает. А где наши дети только ни выступали! В Турции, Франции, Монако, Словакии, Испании, Болгарии, США, России… Во многих странах по несколько раз. Сейчас вот снова приглашают в Турцию", — с гордостью отмечает директор детского дома.
Детский дом "Умiт" похож на Казахстан в миниатюре — в стране проживает множество национальностей − так и в детдоме. Сейчас их 14, и каждому ребенку директор прививает любовь к обычаям и традициям его народа, потому что считает, что рано или поздно воспитанник спросит, почему директор не обратила на это внимание, и скажет: "Теперь я не знаю, кто я такой". Впрочем, в этом вопросе Майра Бейсеканова большой специалист — уже более 15 лет она является членом Ассамблеи народа Казахстана.
"Меня радует то, что детских домов становится все меньше. Не нужно бояться остаться без работы. Наоборот, мы должны радоваться, что детей реже направляют к нам, что они возвращаются к родственникам, попадают в семьи. Хороший педагог без работы не останется, зато страна у нас будет без сиротства. Мы к этому идем. И, надеюсь, я еще увижу Казахстан таким", — заключила Майра Бейсеканова.